Справочная информация
Прейскурант цен
на изготовление копий:
Контактная информация Об архиве Разное
 
 

Архив новостей 2005 - 2007 гг.


Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации
Правительство Москвы
Федеральное архивное агентство
Департамент культуры города Москвы
Российский государственный архив кинофотодокументов
Государственный исторический музей-заповедник "Горки Ленинские"
Московский музей современного искусства
Музей истории фотографии, Санкт-Петербург
при участии pARTner Project Group, Москва

представляют выставку

Петр Оцуп
Пространство Революции: Россия. 1917-1941

выставка организована в связи с 90-летием
Октябрьской революции в России

Диапазон оценки исторического события и его действующих лиц многосложен ровно в той степени, в какой событие определило времена и судьбы будущего. В этом смысле Октябрьская революция 1917 года в России - один из ключевых мировых катаклизмов XX века.

В эпоху синтетического осмысления отечественной истории прошлого столетия выставка оригинальных фотографий Петра Оцупа - проект, соединяющий подлинные произведения первой половины XX века и современную научную и художественную интерпретацию. Впервые зрителю будет представлено уникальное собрание РГАКФД: 142 выставочные фотографии, экспонировавшиеся на прижизненных выставках Петра Оцупа в 1940, 1947 и 1956 годах. Также в составе экспозиции фотографии из собрания музеев "Горки Ленинские" и истории фотографии, Санкт-Петербург.

Выставка сопровождается полным иллюстрированным каталогом со статьями кураторов.

Руководители проекта и кураторы Евгений Березнер (ММСИ), Елена Колоскова (РГАКФД)

Кураторы проекта Наталья Тарасова (ММСИ), кандидат искусствоведения Ирина Чмырева (ММСИ), при участии Людмилы Денисовой (РГАКФД), Аллы Коробовой (РГАКФД), Елены Лебедевой (РГАКФД), Евгении Свещинской (PPG)

Открытие выставки: 7 ноября в 18.00 2007 года, Московский музей современного искусства, Тверской бульвар, 9 (галерея "Зураб"). Аккредитация и дополнительная информация: 699 7783, 694 6660; mmoma.photo@gmail.com Выставка открыта по 2 декабря ежедневно с 12 до 20 часов

Петр Адольфович Оцуп (1883-1963) - выдающийся российский фотограф. В ряду классических произведений этого автора, вошедших во все издания мира, посвященные историческим событиям XX века, портреты Ленина, видных деятелей русской революции 1917 года, свидетельства масштабности революционных событий 1917 года, портреты выдающихся деятелей русской культуры и первых лиц Советского государства 1920 -1930-х годов. Участвовал в качестве фотографа в русско-японской войне; работал в журнале "Огонек" с 1900 года; снимал Льва Толстого, Сергея Рахманинова, Федора Шаляпина и многих других "звезд" дореволюционной России; первая персональная выставка П. Оцупа состоялась в Петербурге, последняя прижизненная - в 1956 в Москве. С 1918 по 1935 работал фотографом в Кремле, кроме того, в 1918-1921 снимал на фронтах Гражданской войны, позже неоднократно сопровождал членов Советского правительства в поездках по стране. В 1962 награжден орденом Ленина.

До сих пор произведения Оцупа принимают участие в выставках по истории России XX века и публикуются в литературе во многих странах мира.

Есть художники, чье призвание - поиск языка, обретение новых форм, открытие новых горизонтов. Но есть те, кто, родившись в эпоху перемен, считают своим долгом запечатлеть как можно полнее и точнее свое время. Петр Оцуп из их числа. Фотограф, фоторепортер, мастер "кремлевских портретов" 1920-1930-х.

Как многие, кто оставил свой след в истории русской революции, благодаря ей он вышел на авансцену из тени: ученик фотографа, молодой фоторепортер, он становится в 1918 году ведущим официальным портретистом новой власти. Долгие годы его снимки украшали первые полосы журналов и газет, его имя было на слуху: по рисункам его снимков делался барельеф на ордене Ленина, изображения вождя на советских деньгах. Персональная выставка Оцупа, собранная в 1940 году, объехала 49 городов СССР. В конце жизни он становится живой фотографической легендой; его текст " Как я фотографировал Ленина" вводит в обращение фразу, якобы сказанную Лениным : "

Историческое значение фотографии очень великою Картина художника не может так быстро и точно зафиксировать события, как фотоснимок. Делайте поменьше снимков отдельных лиц, уделяйте больше внимания массам, старайтесь зафиксировать события". В 1960-х эта фраза стала отчасти толчком к изменению статуса фотографии в советском обществе, развитию фотоклубного движения, реформированию языка репортажной фотографии, постепенно превратившейся за годы правления Сталина в откровенную постановку.

О самом Оцупе и в 1970 - 1990-х писали много, но чаще противопоставляли его творчество знаменитому русскому конструктивизму, фотографии Родченко. Считалось, что сюжет на снимках Оцупа застыл и архаичен, как на репортажных фотографиях дореволюционной России. Оцуп действительно был ярким представителем старой школы профессиональной фотографии, был мастером света и многофигурных сцен. Но только масштабное знакомство с его наследием позволяет увидеть, как этот художник создавал в своих фотографиях исторические композиции, до сих пор впечатляющие зрителя грандиозной панорамой событий 1920 - 1930-х годов. Многие приемы съемки Оцупа начала 1920-х опередили стиль того времени и даже спустя десятилетие не были осмыслены в полной мере. Выставка 150 авторских отпечатков позволяет представить, сколь отличается масштаб этого мастера от сложившегося в советской литературе о нем представления.

Выставка фотографии Петра Оцупа в ноябре 2007 года - своего рода подведение итогов ХХ века и открытие забытого за последние годы пространства революции в России 1917-1941 годов.

Демонстрация матросов.
Петроград, 1917 г.
РГАКФД

 
 

Отряд красногвардейцев у Смольного перед отправкой на выполнение боевого задания.
Петроград, октябрь 1917 г.
РГАКФД

 
 

Митинг на Ходынском поле при передаче знамени Парижской Коммуны московским рабочим.
Москва, 1923 г.
РГАКФД.

 
 

Военный парад на Красной площади. Москва, 1925 г. РГАКФД

Информационное сообщение о состоявшемся 26 сентября 2007 года
в Российском государственном архиве кинофотодокументов заседании круглого стола
"Проблемы комплектования, учета, обеспечения сохранности,
описания и использования фотодокументов на цифровых носителях"

26 сентября 2007 г. в РГАКФД состоялось заседание круглого стола "Проблемы комплектования, учета, обеспечения сохранности и использования фотодокументов на цифровых носителях". Его проведение вызвало большой интерес у профильных архивов. На заседании присутствовали и приняли участие в обсуждении представители Росархива (заместитель руководителя А.Н.Артизов, заместители начальника отдела обеспечения сохранности, государственного учета и автоматизированных технологий И.Н.Киселев и Г.А.Хабибулина), Российского государственного архива научно-технической документации, Центрального архива документов на электронных носителях Москвы, Центрального архива аудиовизуальных документов Москвы, Центрального государственного архива Московской области, Архива внешней политики РФ, Комитета по делам архивов при правительстве Удмуртской Республики, Государственного архива Калининградской области, Государственного архива страхового фонда и аудиовизуальных документов Псковской области, Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, Государственного архива Ярославской области, Белорусского государственного архива кинофотофонодокументов, Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Украины, Центрального государственного архива кинофотодокументов и звукозаписей Республики Казахстан, Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль".

С вступительным словом выступила и.о. директора РГАКФД Н.А.Калантарова, кратко охарактеризовав тему заседания круглого стола, поблагодарив участников за проявленный интерес к ней и желание обсудить общие проблемы. Затем с сообщением "Что делать архивам с цифровыми фотографиями?" выступил начальник отдела научно-справочного аппарата РГАКФД В.Н.Баталин, придав обсуждению полемический характер. Дискуссионными положениями его сообщения стали вопросы определения понятий: оригинальности и копийности цифровых фотодокументов, единиц хранения и учета; а также выбора оптимальных видов носителей информации для долговременного архивного хранения, включая, как аналоговый формат, вывод на фотопленку. Основным оппонентом В.Н.Баталина стал директор Центрального архива документов на электронных носителях Москвы В.И.Тихонов. Он сказал, что вместо предложенных В.Н.Баталиным, в качестве "архивных" носителей информации, жесткого диска и стринерной ленты, его архив отдает предпочтение CD и DVD дискам. Эту позицию поддержал и представитель РГАНТД А.Н.Балакирев. В выступлении В.И.Тихонова также освещалась проблема выбора формата для цифрового фотодокумента. Предложенной В.Н.Баталиным системе учета цифровых фотодокументов, при которой за единицу хранения традиционно принимается определенный вид фотодокумента, а за единицу учета - файл с фотоизображениями, В.И.Тихонов противопоставил систему учета электронных документов, предлагаемую Правилами организации хранения, комплектования учета и использования документов АФ РФ и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук (2007), в которой ед. хр. - файл, а ед. уч. - фотодокумент. Что касается определения оригинальности и копийности цифровых фотодокументов, то по этому вопросу точки зрения основных оппонентов совпали: первичный документ, "родом" из фотоаппарата, оригинален, а документ после дальнейшей обработки является копией.

А.Н.Артизов, не согласившейся с такими определениями, обосновал свою точку зрения тем, что для электронного документа, в принципе, не существует понятий "оригинал" и "копия".

Представлявшая Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Украины Л.А.Голенко, ссылаясь на украинский закон "Об электронном документе", добавила, что в Украине оригинальным документом считается такой, который содержит обязательный реквизит - "электронный ключ".

Также выступившие в прениях директор Центрального государственного архива кинофотодокументов и звукозаписей Республики Казахстан А.Ф.Сеитова и специалист Комитета по делам архивов при правительстве Удмуртской Республики Л.Ю.Громова заявили о сходстве подходов к решению проблемы, возникающих в работе с цифровыми документами, с позициями, высказанными В.И.Тихоновым.

Н.А.Калантарова ознакомила участников заседания круглого стола с известным ей опытом работы с цифровой фотографией зарубежных архивов. Он оказался настолько разнообразным, что практически "укладывался" в рамки всех высказавшихся точек зрения на обсуждавшуюся проблему.

Итог дискуссии подвел А.Н.Артизов. Он констатировал наличие двух подходов к архивированию цифровых фотодокументов. Один из них воплощает РГАКФД (принимающий их на хранение и, с учетом несовершенства современных носителей, переводящий в аналоговый пленочный формат), другой - Центральный архив документов на электронных носителях Москвы (хранящий и учитывающий их как электронный документ).

Если же сравнивать практичность и перспективность этих подходов, то второй вариант, на его взгляд предпочтительнее.

Начальник оргметодического отдела РГАКФД
Н.П.Смирнова

Решение заседания Круглого стола РГАКФД по теме:
"Проблемы комплектования, учета, описания, обеспечения сохранности
и использования фотодокументов на цифровых носителях"


26 сентября 2007 года

Заслушав и обсудив сообщения и выступления участников заседания Круглого стола, можно отметить, что в настоящее время значительно возрос интерес к фотодокументам, и не только в качестве иллюстративного материала, но и как и самостоятельному самобытному историческому источнику. В этой связи чрезвычайно актуально обсуждение проблем, встающих перед архивами с появлением нового вида фотодокументов - цифровых фотографий.

Все участники единодушно отметили, что цифровые фотодокументы несомненно являются важной составляющей Государственного архивного фонда, требуя, при этом, специфических подходов в учете и обеспечении сохранности.

Участники Круглого стола по итогам обсуждения отмечают:

1. Цифровая фотография - это электронный документ.
2. Архивам аудиовизуальных документов необходимо осуществлять прием электронных документов на хранение и обеспечивать их сохранность и использование.
3. Просить Росархив поручить разработку методических рекомендаций по работе с цифровыми фотодокументами.
4. Необходимо осуществлять прием цифровых фотодокументов на дисках в профессиональном формате (TIFF или RAW) с минимальным размером изображения 4720 х 3540 точек, с обязательной оценкой качества изображения.
5. Хранение в архиве цифровых фотодокументов желательно осуществлять в 2-х экземплярах на дисках разных фирм и на жестком диске.
6. Учет цифровых фотодокументов необходимо осуществлять согласно "Правил организации, комплектования, учета и использования документов АФ РФ" 2007 года.
7. Для обеспечения сохранности информации и при наличии финансирования возможно осуществление вывода изображения цифрового фотодокумента на серебросодержащую фотопленку, с помощью существующих технологий.
8. Российский государственный архив кинофотодокументов, имея опыт вывода оцифрованного изображения на фотопленку, имеет возможность опробовать процесс вывода цифровых фотодокументов на серебросодержащую фотопленку с помощью фотопринтера GGC-8 и результаты опубликовать на сайте www.rgakfd.ru.
9. Материалы Круглого стола разместить на сайте архива.




Архив принял участие в работе семинара "Музей и экранное искусство".
Семинар состоялся в музее "Московский Кремль" 17 - 18 ноября 2005 года.
С сообщением "Искусство в кино" выступил начальника отдела РГАКФД Р.М.Моисеева.

Специалисты архива приняли участие в работе семинара "Проблемы передачи исходных фильмовых материалов, имеющих статус "Национальный фильм", в государственные хранилища".
Семинар состоялся 22 ноября 2005 г. в Доме ветеранов кино "Матвеевское".
С сообщением "Из опыта работы с видеофильмами: входной контроль и контроль в процессе хранения" выступил заместитель директора РГАКФД Н.А.Калантарова.

РГАКФД принял участие в 8-й ежегодной международной конференции "Информация для всех: культура и технологии Информационного общества" - EVA 2005.
Конференция проходила во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы им. М.И.Рудомино (Москва, 28 ноября - 2 декабря 2005 г.).
С сообщением "Решение проблем научно-справочного аппарата с помощью компьютеризации (на примере Российского государственного архива кинофотодокументов)" выступил начальник отдела РГАКФД В.Н.Баталин.

В декабре 2005 г. архивом была оказана научно-методическая помощь Центру хранения страхового фонда (г.Ялуторовск); Национальному архиву республики Саха (Якутия); Комитету по делам архивов Челябинской области.




20 сентября 2005 года в 11 часов в РГАКФД состоялось заседание Научного Совета архива.

Повестка дня:

1.   Обсуждение макета издания Путеводителя по кинофотодокументам РГАКФД.

2.   О выдвижении на отраслевой конкурс работ в области архивоведения, документоведения и археографии, выполненных в 2003-2004 гг. фотоальбома "Российская империя в фотографиях. Конец XIX - начало XX века" : Альбом. - СПб .: "Лики России", 2004. - 304 с.

3.   О выполнении решений заседания Научного Совета от 23.12.2004 г.

Выступления на Научном совете и решения Научного совета - см. в разделе "Научно-практическая деятельность"




В рамках празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне
Российский государственный архив кинофотодокументов
принял участие в следующих историко-документальных выставках:

«Стратегия Победы. Советская дипломатия в годы Великой Отечественной войны» в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
(совместный проект Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., РГАКФД, РГАСПИ, ГАРФ, Архива внешней политики ИДД МИД РФ).

«Невольники третьего рейха» в Государственном центральном музее современной истории России
(совместный проект Федерального архивного агентства, ФГУ «Фонд взаимопонимания и примирения», Международного общества «Мемориал», Благотворительного фонда «Долг совести»);
выставка была открыта с 11 апреля по 29 мая 2005 г. по адресу: Москва, ул. Тверская, 21.

«Победный 1945» в Выставочном зале федеральных государственных архивов
(совместный проект Федерального архивного агентства, Архива Президента Российской Федерации, Центрального архива Федеральной службы безопасности РФ, ИДД МИД РФ, Центрального архива МО РФ, Архива РАН, Центрального музея ВС, Политехнического музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственной общественно-политической библиотеки, Архивов Монголии, Сербии, Болгарии, Республики Беларусь и Украины);
выставка проходила с 20 апреля по 30 июня 2005 г. по адресу: Москва, ул. Большая Пироговская, 17, корп. 1.

«Идет война народная. Партизанское движение на территории России, Украины и Белоруссии» в Московском музее современного искусства
(совместный проект РГАКФД, Московского музея, Российской академии художеств);
выставка была открыта с 26 апреля по 16 мая 2005 г. по адресу: Москва, Ермолаевский пер., 17.




24-29 апреля 2005 года в г. Киеве состоялся 1-й Украинский международный кинофестиваль документальных фильмов "Контакт".

В работе фестиваля принял участие с внеконкурсной программой Российский государственный архив кинофотодокументов.

Ретроспективу кинодокументов о городе Киеве периода 1911-1963 годов представили заместитель директора РГАКФД Наталия Александровна Калантарова и начальник отдела Виктор Николаевич Баталин.

Ретроспектива состояла из следующих хранящихся в РГАКФД немых и звуковых кинодокументов (фильмов и кинолетописного материала):

  • "Торжества в Киеве". (Производство фирмы Бр.Пате). 1911 г.
  • "Украинское движение". 1917 г.
  • "Город Киев в период немецкой оккупации". 1918 г.
  • "Чуден Днепр". 1938 г.
  • "Киев до войны". Май-июнь 1941 года .
  • "Киев в дни войны". Июль-август 1941 г.
  • "Французские кинодеятели в СССР". 1955 г.
  • "Пребывание в СССР Фиделя Кастро". 1963 г.

На пресс-конференции, посвященной представленной на фестивале ретроспективе РГАКФД, Н.А. Калантарова и В.Н. Баталин рассказали о деятельности РГАКФД по сбору, хранению и использованию хранящихся в архиве кинодокументов, ответили на заданные киноведами и журналистами Украины вопросы.




Архив новостей за 2002 - 2004 гг.