Справочная информация
Прейскурант цен
на изготовление копий:
Контактная информация Об архиве Разное
 
 

Архив новостей 2002 - 2004 гг.


23 декабря 2004 гсостоялось заседание Научного Совета РГАКФД.

Тема Научного совета: "О перспективах развития РГАКФД на 2005-2015 гг."

Повестка дня:


  • «О перспективах развития РГАКФД 2005-2015 гг.».
    Директор РГАКФД - Запрягаева Людмила Петровна.

  • «О завершении работы по созданию автоматизированного программно-информационного комплекса ИКАР для фотодокументов РГАКФД».
    Зам. директора РГАКФД - Калантарова Наталия Александровна.
    Генеральный директор ОАО "Альт-Софт" - Гринфельд Петр Анатольевич.

  • «О выполнении решений Научных Советов 2000-2003 гг.»
    Зам. директора РГАКФД - Сафоненко Юлия Викторовна.




18 сентября 2003 г. в 10.30
состоялось заседание Научного совета РГАКФД по теме:
"Создание автоматизированной информационно-поисковой системы на фотодокументы РГАКФД: реалии и перспективы решения"
с повесткой дня:

  • Сообщение начальника отдела обеспечения сохранности и госучета РГАКФД Крупко А.И.: "Собрание фотодокументов РГАКФД: краткая характеристика, организация учета и описания".
  • Сообщение начальника отдела научно-справочного аппарата РГАКФД Баталина В.Н.: "Программные задачи по созданию автоматизированной базы данных на фотодокументы РГАКФД"
  • Сообщение генерального директора ОАО "Альт-Софт" (информационные коммуникационные технологии) Гринфельда П.А. "О создании автоматизированной базы данных на фотодокументы РГАКФД".
  • Сообщение начальника отдела организационной и методической работы РГАКФД Смирновой Н.П.: "О выдвижении на отраслевой конкурс научных работ в области архивоведения, археографии и делопроизводства за 2001-2002 гг. книги Баталина В.Н. "Кинохроника в России 1896-1916 гг. (опись киносъемок, хранящихся в РГАКФД)".


В заседании Научного совета РГАКФД приняли участие представители Федеральной архивной службы, Центрального государственного архива аудиовизуальных документов г.Москвы, Государственного архива кинофотодокументов г. Санкт-Петербурга, Российского государственного архива научно-технической документации, Фотохроники ТАСС, Гостелерадиофонда, Дома фотографии, Союза фотохудожников России, Музея архитектуры им. Щусева, Российской государственной библиотеки, Фонда Форда и др.




Выставка
"Если выпало в империи родиться…"
Россия в фотографиях. 1900-1991 гг.

Россия. Время. Власть. Взаимосвязь этих исторических категорий создала великую, удивительную и неразрывную панораму российской истории. Для России ХХ век был жестоким и ураганным. Век революционных потрясений и войн. Но вопреки всему Россия оставалась и остается великой державой. Нам предстоит еще долго и мучительно осознавать прошлое, которое всегда будет присутствовать в нашей современной жизни, но без прошлого нет будущего.

Российский государственный архив кинофотодокументов, располагая обширным собранием уникальных аудиовизуальных документов, вносит свой вклад в осмысление важнейших событий российской истории ХХ века, запечатленной в отечественной фотографии.

Цель выставки – дать эскизный портрет времени в событиях и лицах. Воспроизвести отдельные мгновения ушедшего века, передать дух столетия, в котором разрушали до основания, строили новый мир, снова ломали и переделывали.

Авторами фотографий, представленных на выставке, являются мастера русского и советского фотоискусства – К.Булла, Л.Городецкий, П.Оцуп, Н.Свищов-Паола, М.Альперт, Н.Петров, А.Шайхет, М.Наппельбаум, В.Кинеловский, Я.Халип, В.Гребнев, С.Альперин, Н.Грановский, Д.Чернов, Е.Халдей, В.Мусаэльян, В.Севостьянов, В.Соболев, Э.Песов и многие другие.

Их работы, выражающие дух времени, демонстрируют уклад жизни Российской империи начала ХХ века, революционные события, первые шаги страны Советов и борьбу за революционные завоевания, парады и демонстрации, суровые годы войн, хрущевскую "оттепель", горбачевскую "гласность". На снимках запечатлены политические деятели, известные личности, многочисленные лица наших с вами соотечественников и современников.

Вглядываясь в фотографии, можно проследить, как менялись облик страны и вместе с ним социальная сущность государства на крутых поворотах истории России. Сносились храмы и памятники, устанавливались звезды на кремлевских башнях, советский народ "строили" и направляли на созидание светлого будущего. Яркие и скромные страницы великих подвигов и великих лишений. И как итог – внезапное и драматическое разрушение Советского Союза.

Живая история проходит перед нами, история, материализовавшаяся в черно-белых фотоотпечатках.

Часть из представленных на выставке фотографий экспонируется впервые и является авторской печатью. К их числу относятся уникальные фотографии из альбомов конца XIX – начала XX веков. Погружению зрителя в атмосферу эпохи способствует и предметный ряд выставки. Это уникальная коллекция фото- и киноаппаратов начала и первой половины ХХ века из фондов Политехнического музея, а также экспонаты Центрального государственного музея современной истории России.

Выставка была открыта для посетителей с 7 мая 2003 года в Центральном музее современной истории России




в РГАКФД состоялись Архивные чтения, посвященные 76-й годовщине образования архива. Сотрудники РГАКФД выступили со следующими сообщениями:

  • Главный специалист Е.В.Харитонова: "Особенности атрибутирования фотодокументов на стеклянной основе конца 19 – первой трети 20-го века в процессе экспертизы ценности. На примере фондов Н.Свищова-Паола, М.Наппельбаума, Ю.Чеботаревского".
  • Главный специалист Г.В.Королева: "Документы РГАКФД по истории советского спорта. Выявление кинофотодокументов о 15-х Олимпийских играх в Хельсинки".
  • Главный специалист Е.Н.Лебедева: "Документы РГАКФД, посвященные празднованию 100-летия Отечественной войны 1812 года".
  • Начальник оргметодического отдела Н.П.Смирнова: "Конкурсы творческих работ в РГАКФД и их роль в развитии научно-исследовательской и научно-издательской работы".
  • Начальник отдела копирования фотодокументов Ж.Г.Антипова: "20-летний опыт работы по созданию технической и методической базы реставрации фотодокументов".
  • Специалист I-й категории О.С.Фадеева "Документы РГАКФД по истории Костромы. К 850-летию города".



Выступление Е.Н. Лебедевой на Архивных чтениях в РГАКФД 17 октября 2002 г.
Документы РГАКФД, посвященные празднованию 100-летия Отечественной войны 1812 года.

"Стяжавшие право быть непобедимыми"

В истории нашей Родины было много войн: больших и малых, захватнических и освободительных, но лишь две из них названы Отечественными. 190-летие одной из них – Отечественной войны 1812 года мы отмечаем в этом году.

Думаю, что многие исследователи той эпохи сожалеют, что в 1812 году не было еще ни кинематографа, ни фотографии. Поэтому мы лишены возможности видеть события тех лет на фото и в документальных съемках. Однако ко времени празднования 100-летия Отечественной войны эти изобретения были уже в ходу и в большой моде. И к чести наших предков надо сказать, что использовали они их при съемке для истории этих торжеств очень достойно.

Вообще же 100-летие Отечественной войны 1812 года и Бородинского сражения отмечалось с необыкновенной пышностью. Торжества эти, проходившие в присутствии императора, Двора, французской и других иностранных делегаций, выделялись даже на фоне обилия празднеств тех лет.

Подготовка к юбилею началась более, чем за год. Был учрежден специальный Комитет по созданию Музея 1812 года, который стал собирать экспонаты, связанные с войной. На Чистых прудах строится здание для панорамы Ф.А.Рубо "Бородино", открылась для посетителей Кутузовская изба в Филях, а в селе Горки Можайского уезда, по дороге из Москвы в Бородино – установлен памятник М.И.Кутузову.

На Бородинском поле сооружались памятники воинской славы. Всего к 100-летию войны здесь было установлено 34 памятника. Они строились на средства солдат и офицеров тех воинских частей, которые в 1812 году принимали участие в битве.

Строились дороги и специальная железнодорожная ветка для царского поезда, реконструировался вокзал станции Бородино.

Шла подготовка по размещению многочисленных делегаций от воинских соединений, принимавших затем участие в военном параде, депутаций от всех губерний России. Необходимо было благоустроить и украсить все места, где предполагалось проведение празднеств, и, конечно, обеспечить безопасность императора, царской семьи и многочисленных высокопоставленных гостей. Вся подготовительная работа была проведена в срок и на должном уровне.

Главным действующим лицом предстоящих торжеств стал император Николай II. На пленку фиксировались в первую очередь те события, в которых участвовал сам император и то, что происходило вокруг него. Дневниковые записи императора за 25 – 31 августа 1912 года, его письмо к матери от 10 сентября 1912 года, а также фотографии и киносъемки, запечатлевшие основные моменты этих юбилейных празднеств, дают нам возможность стать очевидцами событий 90-летней давности и одновременно проследить насколько полно они отражены в документах, хранящихся в нашем архиве.

Утром 25-го августа царский поезд прибыл в Бородино, где приехавшим был оказан пышный прием. "В 10 час. приехали на ст. Бородино, где встретили…Вел.кн., свита, министры, местные власти и депутации… В 2 часа поехали в моторах в Спасо-Бородинский монаст. Осмотрев все интересное…, отправились к месту знаменитой батареи Раевского, вокруг кот. были выстроены войска на три фаса, каждый по три линии. Объехав все три линии, направились к зданию Бородинского музея. В саду приняли французскую военную депутацию и затем поговорил с участником сражения, кот. 122 года и с несколькими очевидцами отечественной войны. В это время подошел крестный ход из Смоленска с иконой Божьей Матери Одигитрии. После панихиды у памятника сражения эту икону обнесли вдоль фронта войск. Все это было очень торжественно и красиво".

26-го августа Бородинские торжества продолжились. С утра "…пошли с дочерьми и всеми за крестным ходом к Бородинскому памятнику. В шатре перед иконостасом походной церкви Александра Павловича был отслужен благодарственный молебен. Затем объезжал войска и они прошли церем. маршем. Парад был очень красив по разнообразию форм одежды…Затем сел на лошадь и объехал большую часть поля сражения с правого…фланга до левого через дер. Горки до Утицкого кургана…", затем "…отправился на моторе к месту памятника французов, где была короткая служба освещения его…Впечатление пережитого самые отрадные".

27 августа императорская семья и сопровождающие их лица "… приехали в Москву… масса народа на улицах, по другой стороне войска гарнизона… - порядок великолепный. Остановились у Иверской и прибыли в Кремль… Затем изготовился к выходу… Шествие прошло залами без остановок в Успенский Соб. и после молебствия в Чудов мон.".

Главным событием следующего дня стал военный парад на Ходынском поле. "…Ровно в 10 час. начался объезд. Парад был очень большой… всего 75.500 чел.".

В среду, 29 августа торжества продолжились. "…В 10 час. поехал с тремя старшими в Храм Христа Спасителя к архиерейской обедне и панихиде по Александру I и всем участникам 1812 г…

В 2 на Царской площади против памятника Апапа был смотр воспитанникам Московск. средних и низших учебных заведений. 400 девочек проделали … гимнаст… В 3 посетили с детьми выставку 1812 года в Историческом музее, а затем прекрасную панораму Бородинского боя – Рубо".

30-го августа – последний день в Москве. "…Перед окнами построился Фанагорийский полк; обошел его, поздравил и выпил здравицу; затем пропустил его церем. марш. на руку". Затем "…пошли в Успенский соб. к концу обедни и вышли за большим крестным ходом на Красную площадь, где был прочитан манифест и отслужен торжественный молебен. Толпа на площади была громадная, целое море голов – тишина и спокойствие полные…". Вечером этого же дня царственные особы с сопровождающими, покинув Москву, тронулись в обратный путь, проведя на следующий день 4 часа в Смоленске, где "…Посетили древний Успенский собор откуда чудный вид на окрестности. Затем осмотрели памятники 1812 года… В 6 час. покинули Смоленск под прекрасным впечатлением приема и порядка в городе".

На этом записи императора об этих торжествах заканчиваются. С удовольствием могу констатировать, что все основные моменты этих праздничных дней в документах РГАКФД в большей или меньшей степени отражены.

Два дня в Бородино – это 61 фотодокумент, где сняты: торжественная встреча на станции Бородино, посещение Спасо-Бородинского монастыря, очевидцы Отечественной войны, крестный ход с иконой Божией Матери Одигитрии. Затем – крестный ход к Бородинскому памятнику, события вокруг шатра походной церкви Александра I, парад войск на Бородинском поле, открытие памятника французским солдатам.

События 4-х дней в Москве отражают 98 фотодокументов: шествие в Чудов монастырь, военный парад на Ходынском поле, посещение Храма Христа Спасителя, смотр воспитанникам Московских учебных заведений, смотр Фанагорийского полка, крестный ход на Красную площадь и торжественный молебен.

И три фотографии нам рассказывают о высочайшем посещении Успенского собора в Смоленске.

Все фотодокументы – 5-го размера, на стекле, подавляющее большинство снято фотографической фирмой "К.Е.фон Ган и К", почти все – прекрасного качества.

Что же касается кинодокументов, то сюжеты, относящиеся к данным торжествам, присутствуют в 17-ти фильмах, хранящихся в РГАКФД.

Это может быть как небольшой сюжет на 20-30 секунд, так и целый фильм на 20 минут. Но если эти, порой разрозненные сюжеты выстроить в единую событийную цепь, то мы вновь увидим, что практически все основные моменты торжеств в этих киносюжетах присутствуют. Наиболее полно представлены события в Бородино: торжественная встреча на вокзале, прием императором депутаций, посещение Спасо-Бородинского монастыря, беседа с современниками Бородинской битвы, крестный ход, молебен в походной палатке Александра Павловича, открытие памятника французским солдатам, погибшим в Бородинской битве, освещение полковых знамен, парад войск на Бородинском поле, объезд войск императором. Есть небольшой сюжет – инсценировка битвы. Москва и Смоленск представлены чуть скромнее. Москва: торжественный выход с Красного крыльца в Кремле, народ в ожидании выхода; объезд императором войск на Ходынском поле, парад войск; парад учащихся и "потешных войск " в Кремле в присутствии Николая II; крестный ход из Успенского собора на Красную площадь, люди на площади. Смоленск: приезд на станцию, Николай II принимает подарки от делегаций, выход из Успенского кафедрального собора, высочайшие гости осматривают город со смотровой площадки, проходят по территории сада. Съемки, в основном, фирмы "Пате", но есть и "Гомон", и А.О.Дранков. Есть даже небольшой игровой фильм А.А.Ханжонкова и "Пате" (военный совет в Филях, граф Ростопчин в Москве взывает к народу и разбрасывает листовки и, наконец, в Москву въезжают французы и Наполеон).(138м).

Отрадно отметить, что фото- и кинодокументы не просто дублируют, но и дополняют друг друга. Так, например, в кино нет сюжета о высочайшем посещении Храма Христа Спасителя, а в фото такие документы есть. И наоборот: несколько киносюжетов о посещении Смоленска прекрасно компенсируют нехватку этой информации в фото.

Кроме этих документов, на хранении в РГАКФД имеются 2 фотоальбома, имеющих отношение к Отечественной войне 1812 года и Бородинской битве.

Альбом № 110 называется "Военная галерея 1812 года". У него замечательный эпиграф: "Достойным потомкам доблестных предков". Прекрасную характеристику альбому дает в предисловии к нему великий князь Николай Михайлович, он пишет: "Настоящее издание, напечатанное по повелению Государя Императора, под моей редакцией, к столетней годовщине Отечественной войны, представляет собой собрание тех портретов героев этой славной и достопамятной эпохи в истории России, которые находятся в "Военной галерее 1812 года" в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге. Здесь помещены 329 портретов одного размера в алфавитном порядке фамилий изображенных лиц. Кроме того, помещены еще 4 больших, во весь рост, портрета, находящихся в той же галерее, а именно: Императора Александра I на коне, Цесаревича и Великого Князя Константина Павловича, князя М.Б.Барклая-де-Толли и князя М.И.Голенищева-Кутузова-Смоленского…Вслед за собранием портретов, во второй половине книги помещается в том же порядке справочный текст, дающий возможность ознакомиться с служебной деятельностью… всех тех лиц, которые изображены на портретах…" Дается также "краткий перечень боевых подвигов и наград".

Второй альбом (№ 50) издания Московско-Брестской железной дороги, 1902 года издания. Очень красивый, в темно-зеленом кожаном переплете, с золотым теснением и золотым обрезом. Называется он "Бородинское поле сражения. Его прошлое и настоящее". В альбом входят 61 снимок, 2 плана, краткое описание сражения, расписание войск, участвовавших в сражении с двух сторон, т.е. где какие части стояли, кто ими командовал. Снимки представляют собой виды Бородинского поля, близлежащих деревень с самых разных точек; виды остатков оборонительных сооружений, которые были там в 1812 году с подробнейшим описанием.

Например: "Вид на Спасо-Бородинский монастырь со стороны атаки Даву. Справа на бугре видна левая флешь; холмик с деревом у конца забора есть исходящий угол флеши" или: "Вид на Шевардинский редут с русской стороны. Слева вдали видна деревня Доронино, а ближе к середине – купола Колоцкого монастыря. Деревьев на редуте в 1812 году не было".

Т.е. очень хорошие аннотации, сопровождение таково, что даже совершенно не военный человек может "сориентироваться на местности". Снимки очень хорошего качества, их делали профессионалы, причем, не только профессионалы-фотографы, но и люди, владеющие "привязкой к местности" – топографы или геодезисты.

Много снимков панорамных; например, разворот на 3 листа с таким текстом: "Панорама, открывающаяся ныне на всю позицию с той вершины, с которой Наполеон 25 августа обозревал русскую позицию…", причем, отдельные объекты обозначены цифрами. Т.е. люди, создававшие этот альбом стремились увековечить и оставить потомкам те вещественные доказательства Бородинской битвы, которые еще оставались спустя 90 лет после ее окончания.

Небольшой раздел альбома посвящен Бородинской годовщине 1839 года, когда была открыта Бородинская колонна и еще один раздел рассказывает о Спасо-Бородинском монастыре, причем, прилагается и историческая справка.

Вот такой комплекс документов, посвященных 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года и Бородинской битвы, а также самой битве имеется на хранении в Российском государственном архиве кинофотодокументов. Не за горами уже и двухсотлетний юбилей и я уверена, что если бы устроители грядущих торжеств обратились за опытом их проведения к архивным документам (в том числе и нашим), то все бы от этого только выиграли. Хотя не думаю, что будущие торжества смогут сравниться по пышности и торжественности с теми, о которых я вам сейчас рассказала.

Е.Н.Лебедева
главный специалист отдела информационного обеспечения и публикации архивных документов