300-летие царствующего Дома Романовых, отмечавшееся в 1913 году и приуроченное к дате «единодушного избрания» на царство в Москве боярина Михаила Фёдоровича Романова, описывается в исторических документах как праздник, который отмечался «торжественно и всенародно», а сам 1913 год – как «вершина процветания империи и год великого юбилея».
Программа торжеств была обширной, празднование началось с февраля и продолжалось до осени 1913 года. Предполагалось, что император Николай II с августейшей семьёй должен был посетить целый ряд городов и вотчинных земель, в которых триста лет тому назад происходили события, связанные с воцарением Михаила Фёдоровича.
Спустя столетие восстановить тот исторический путь от Нижнего Новгорода до Москвы помогут визуальные материалы, находящиеся на хранении в Российском государственном архиве кинофотодокументов. Фотоальбомы, в которых собрана «дорожная» фотолетопись, с хронологической точностью дают представление о торжествах в городах Владимире, Суздале, Смоленске, Нижнем Новгороде, Костроме, Ярославле, Ростове, Переславле и Москве.
Среди огромного количества фотоматериала, отснятого мастерам фотоателье «К.Е. фон Ган и К?», особо выделяются фотографии, освещающие празднества в Костромской губернии. Это были необычные торжества, ведь именно отсюда был призван на царство Михаил Фёдорович Романов.
Путь августейшей семьи в Кострому пролегал по Волге. В девять часов утра 19 мая, когда пароход «Межень» приблизился к Царской пристани близ Ипатьевского монастыря, раздался ружейный салют, и в то же мгновенье более сорока костромских церквей ударили в колокола. К оглушительному колокольному звону присоединилось мощное русское «ура». Дорогих гостей, прибывших в губернский город, на пристани встречали хлебом – солью местные градоначальники и депутации крестьян Шунгенской волости. Затем Николай II принял почётный караул от 13- го лейб– гренадёрского Эриванского Его Величества полка, у стен Ипатьевского монастыря встретил крестный ход, пришедший к тому времени из Успенского собора с Феодоровской иконой Божьей Матери (именно этой иконой инокиня Марфа благословляла своего сына Михаила Фёдоровича на царство), совершил обход «палат бояр Романовых», в которых в Смутное время жили Марфа Ивановна Романова с сыном.
Кульминационным моментом костромских торжеств стала закладка памятника в честь 300-летия Дома Романовых по проекту скульптора А.И. Адомсона, которая состоялась 20 мая 1913 года в присутствии царствующей семьи и при воинском параде. Вот как описывает в своём дневнике Николай II эти события: «В 10 часов подошли к пристани в Костроме и поехали к собору, вокруг которого стояли войска шпалерами. Обошёл их, затем вошли в собор и скоро пошли за крестным ходом к месту закладки большого памятника 300-летия царствования Дома Романовых. Каждый из нас положил свой именной камень. После закладки войска прошли церемониальным маршем…».
Торжества в Костроме длились два дня – 19-20 мая. Весело и многолюдно было в городе в эти дни. Выступали хоры с оркестром, шли развлекательные состязания, были организованы дешёвые народные столовые и чайные. Кострома, чьи улицы и площади весь день были полны празднующего народа, до глубокой ночи сияла иллюминацией и озарялась вспышками фейерверков.
Словно в калейдоскопе, сменяли друг друга последующие города: Ярославль, Ростов, Петровск, Переславль и, наконец, Москва.
Первопрестольная встретила августейшую семью хорошей погодой. Большое скопление людей на улицах напоминало въезды на коронацию. За время пребывания в столице император посетил Успенский собор и несколько монастырей, среди которых Новоспасский, Вознесенский, Знаменский и Чудов, где были выставлены уникальные церковные вещи, собранные за последние 300 лет. Встретился Николай II и с представителями Московской городской управы, епископами и губернскими представителями, принял ряд депутаций.
Время неумолимо бежит вперёд, и ещё одно столетие отделяет нас от тех праздничных дней. Но в канун 400-летия Дома Романовых, когда Кострома вместе с другими российскими городами готовится к торжествам на государственном уровне, РГАКФД подготовил фотовыставку «Взгляд через столетие». Она вновь возвращает нас к уникальному фотографическому наследию, спустя годы обретшему историческую память для потомков.
Кроме фотографий, освещающих праздничные торжества в Высочайшем присутствии, организаторы выставки посчитали необходимым экспонировать портреты членов императорской семьи, которые были непосредственными участниками выше описанных событий.
|