Справочная информация
Прейскурант цен
на изготовление копий:
Контактная информация Об архиве Разное
 
 

Фотогалерея


Фотовыставка «Летописец Москвы»


Портрет фотокорреспондента Н. С. Грановского
Москва. 1980 г.
Арх. № 1-101989
«Певец мечты», «летописец Москвы», «мастер архитектурной съемки» – все эти эпитеты адресованы одному человеку – Науму Самойловичу Грановскому. В 2010 году вся фотографическая общественность отметила столетний юбилей большого художника. Не все фотографы могут похвастаться тем, что их снимок ночной столицы стал на долгие десятилетия визитной карточкой программы «Время».

Н. Грановский приехал в Москву в 1926 г. и стал работать в Пресс-клише ТАСС (тогда эта организация обеспечивала снимками всю периодическую печать страны). На его становление как фотохудожника оказали большое влияние два выдающихся деятеля в области фотографии – это С. Тулес и П. Оцуп, с которым он познакомился в 1928 г. По признанию фотографа не было случая, чтобы Петр Адольфович Оцуп исчерпывающе не ответил на бесконечные вопросы новичков. Кстати, Н. Грановский впоследствии и принимал богатейший фотоархив П. А. Оцупа. 1934 г. стал поворотным в судьбе фотографа, его приглашают работать в Государственное издательство изобразительных искусств – «Изогиз». Именно здесь к нему придет слава «летописца Москвы», так как для издательства архитектурная съемка, показ растущего города была одной из важнейших задач. По его работам можно изучать «сталинскую» Москву с ее широкими проспектами и грандиозными архитектурными сооружениями. Первой фотографией мастера, получившей награду, стал «Вид на Манежную площадь» на конкурсе «Москва – столица СССР» в 1936 г. Его работы демонстрировались так же на Первой всесоюзной выставке фотоискусства 1937 г., проходившей в ГМИИ им. Пушкина. Уже тогда можно было увидеть черты фирменного стиля автора: лаконизм, строгость композиции, высокая точка съемки, перспектива, уходящая вдаль, достаточно высокая линия горизонта, позволяющая дать панораму города. Для своих фотографий Н. Грановский тщательно разрабатывал план-сценарий, в котором были указаны объекты, время и точки съемки. Вот выдержка из его дневника:
« 1. 1-Мещанская улица. Съемка от 10 ч.30 мин до 11 ч. утра с подмостков строящегося дома. Построение по диагонали.
2. Крымский мост. Съемка от 12 ч. 30 мин. до 13 ч. Съемка по диагонали.
3. Охотный ряд. Съемка от 17 ч. 30 мин. до 18 ч. с крыши гостиницы «Националь».
4. Дангуэровская слобода. Съемка от 15 до 16 ч. Я еду на съемку с тем чтобы быть на месте в точно предусмотренный час, т.к. этот час - наилучший по освещению намеченного объекта… Боковой скользящий свет дает наиболее выигрышную игру светотеней, выявляя архитектурные особенности зданий.
Крымский мост – один из красивейших новых мостов Москвы. Эта съемка оказалась особенно трудной. Мне хотелось бы показать это сооружение во всей его величественной красоте».

Великая Отечественная война вносит свои коррективы в жизнь. В 1941 г. Наум Самойлович отправляется служить фронтовым корреспондентом газеты «Тревога» Московского военного округа. В его снимках на первый план выходят люди: расчет зенитки, расположившейся над улицей, девушка в каске, следящая в бинокль за небом и многое другое. Во время одной из поездок на передовую осенью 1941 г. Н. Грановский был ранен. Позднее за боевые заслуги он был награжден орденом Красной Звезды и медалями. После войны мастер возвращается на работу в Фотохронику ТАСС. Одной из главных тем его творчества становится возрождение, реконструкция и строительство столицы. Собственно говоря, снимки, сделанные с 1946 по 1984 гг. стали классикой фотоискусства. Именно его фотографии хранят историю строительства знаменитых сталинских высоток и застройку тогдашних окраин (Кузьминки, Медведково, Тропарево). В последние годы для фотографа актуальной становится тема гармоничного сочетания старого и нового в архитектуре. И мы видим гостинцу «Россия» (которой уже нет) на фоне собора Василия Блаженного, здание высотки на Котельнической набережной между куполов храмов Кремля.

Н. С. Грановский заслужил признание и уважение при жизни. Он был участником фотографических выставок 1955, 1958, 1973, 1984 гг., в издательстве «Московский рабочий» в 1984 г. вышел его альбом «Москва, за годом год», а в московской энциклопедии «Лица Москвы» ему посвящена отдельная статья. Практически все свое творчество мастер посвятил этому прекрасному городу, в котором заключалась вся его жизнь.

   
Площадь Красные ворота

Москва. 1932 г.
Арх. № 2-112981
Комсомольская площадь. В центре - Ярославский вокзал,
на втором плане – Октябрьский вокзал


Москва. 1934 г.
Арх. № 2-112916
Пушкинская площадь. В центре - памятник А. С. Пушкину

Москва. 1950-е гг.
Арх. № 4-33491
Вид на Покровский бульвар и высотное здание на Котельнической набережной

Москва. 24 июня 1953 г.
Арх. № 1-3064
Прогулочные катера у причала на Москве-реке.
На втором плане комплекс зданий МГУ им. М. В. Ломоносова


Москва. 1960-е гг.
Арх. № 2-112940
Вид на Красную площадь и Кремль с гостиницы «Националь»

Москва. 1960-е гг.
Арх. № 1-101853
Вид на памятник Петру I и набережную реки Невы

Ленинград. 1960-е гг.
Арх. № 1-102911
Парад физкультурников на Красной площади

Москва. 7 ноября 1960-е гг.
Арх. № 1-101995
Панорама вечерней Москвы

1960 г.
Арх. № 1-101860
Купола Кремлевских соборов.
На втором плане высотное здание на Котельнической набережной


Москва. 1961 г.
Арх. № 1-101842
Вид на Новоарбатский мост и Кутузовский проспект

Москва. 1961 г.
Арх. № 1-55337
Вид на Кремль со стороны Москвы-реки

Москва. 1965 г.
Арх. № 1-101836
Вид на скульптуру В. И. Мухиной «Рабочий и колхозница»
и монумент «Покорителям космоса»


Москва. 1970-е гг.
Арх. № 1-102031
Панорама Москвы.
В центре здание Совета Экономической Взаимопомощи


Москва. 1970-е гг.
Арх. № 0-336039
Москвичи в Центральном парке культуры и отдыха им. М. Горького

1981 г.
Арх. № 0-341094
Здание Центра международной торговли на Красной Пресне

Москва. 1983 г.
Арх. № 0-336065


 


 

Другие фотовыставки.



Фотовыставка «Мир сквозь призму объектива»

Фотовыставка «100 лет российскому синематографу»

Фотовыставка «Русско-турецкая война 1877-1878 гг.»

Фотовыставка «Россия. История в объективе»

РГАКФД: «Жизнь архива в фотографиях...»