Справочная информация
Прейскурант цен
на изготовление копий:
Контактная информация Об архиве Разное
 
 

Научно-практическая деятельность архива


Выступление директора РГАКФД Запрягаевой Л.П.
на научно-практической конференции, посвященной 60-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Центральный музей Великой Отечественны войны 1941-1945 гг.
(21-22 апреля 2005 г.)

"Фронт и тыл Великой Отечественной войны в документах РГАКФД"

60 лет отделяет нас, живущих в 21 веке, от важнейшего события 20 века - разгрома фашизма, победа в Великой Отечественной II мировой войне, от тех далеких, но вместе с тем близких весенних, майских дней. Вместе с частями Красной Армии прошли по нелегким фронтовым дорогам кинооператоры-документалисты и фотокорреспонденты. Это их трудом, мужеством и талантом была создана фронтовая кинофотохроника, бесценные кадры которой легли в основу документальных фильмов, были помещены на страницы газет и журналов военных лет и сложились для нас, для сегодняшнего поколения в кинолетопись Великой битвы советского народа с фашизмом.

По подсчетам самих фронтовых кинооператоров, в годы Великой Отечественной были отснято на всех ее фронтах три с половиной миллиона метров пленки, что за все ее четыре года в каждых ее сутках почти полтора часа были запечатлены на пленке. Эти подсчеты привел в своем вступлении к фотоальбому "Из кинолетописи Великой Отечественной 1941-1945 гг", изданном в 1985 г., писатель Константин Симонов. Фотоальбом создан на основе кинодокументов ВОв, хранящихся в нашем архиве, где Константин Михайлович много работал, отсматривал хронику и фотографии ВОв.

За этими цифрами стоит огромная работа - дни и ночи войны, оборона, наступление, передний край, партизанский тыл, оставленные и вновь взятые города, восемь освобожденных столиц Европы и трудные фронтовые дороги.

Великую Отечественную войну снимали 257 фронтовых кинооператоров. По воспоминаниям многих постоянное передвижение на всех видах транспорта - от кабин бомбардировщиков "У-2" до танков, самоходок, попутных грузовиков и пешего хода.

Именно на их плечи выпала тяжесть огромной ответственности перед лицом истории - снимать от первого до последнего дня Великую Отечественную войну, 33 из них погибли на ней солдатской смертью.

Потрясающий результат их работы был предъявлен на Нюрнбергском процессе в двух документальных лентах. В одной - о разрушении памятников истории и культуры, во второй - о зверствах фашизма, о массовых убийствах военнопленных, гражданского населения - женщин, стариков и детей. Эта съемка произвели тогда потрясающее впечатление, но эти кадры могут быть предъявлены снова, когда угодно и где угодно и когда это понадобиться. Эти съемки - свидетельство того, что собой представляет фашизм в его подлинном обличье. И мы, сегодняшнее поколение безмерно благодарны всем, кто снимал в разгар боев, в ходе отступления и наступления, на фронтовых дорогах, переправе, в партизанском отряде, в кабине самолета, через смотровую щель танка, через амбразуру дота, из окна горящего здания. Тогда это снималось для очередного номера киножурнала и в то же время для истории. Кинолетопись, созданная трудом фронтовых кинооператоров, на века останется зримой памятью истории.

Замечательные строки посвятил памяти своих товарищей фронтовой оператор В.Еремеев.

"От зорь июньских, бомбами сожженных,
До дня того, когда рейхстаг был взят,
В громаде сил вооруженных
Была нас горстка - двести пятьдесят.
Но не вернулся с боя каждый пятый,
За киноправду жизнью заплатив,
Оставив в аппарате недоснятый
Свой смертный, свой последний негатив.
Идут года... Но, в кадрах оживая,
Встает опять такою, как была,
Та самая - вторая мировая,
Что полпланеты кровь залила".

Многое из того, что было снято фронтовыми кинооператорами и фотокорреспондентами хранит в Российском государственном архиве кинофотодокументов. Это - 3500 ед. хр. оригиналов кинодокументов, в том числе 221 кинофильм и спецвыпуск, 397 номеров киножурналов, 2485 ед. хр. кинолетописных сюжетов и более 90 тысяч ед. хр. фотодокументов.

Первый военный киножурнал вышел на экраны 24 июня 1941 года. В журнале было несколько сюжетов. Это - митинг рабочих завода "Серп и молот". На трибуне женщина. Она призывает заменить уходящих на фронт и работать за двоих, троих. В этом же журнале использованы кадры из нашего архива. Сюжет рассказывает о известном русском летчике Нестерове, применившем таран в воздухе. В связи с этим, стоит напомнить, что первыми героями Советского Союза во время войны стали летчики, таранившие фашистские самолеты в небе Ленинграда 27 июня 1941 г. - Петр Харитонов, 29 июля 1941 г. - Степан Здоровцев и Михаил Жуков.

Последующие номера киножурналов посвящены перестройке жизни страны на военный лад. Уходят на фронт люди мирных профессий. Женщины заменяют мужчин, их запечатлели на рабочем месте. Это: сталевар Магнитки Мария Сергеева, оператор прокатного стана Аграфена Судаева, уральский горняк Илларион Янкин, который выполнял дневную норму на 1000%.

14 июля 1941 г. вышел на экраны первый киножурнал № 66-67, который включил кадры военной хроники. Кинооператоры засняли дороги войны, боевые действия. Горят дома, идут машины с пехотой, а навстречу им уходит мирное население, гонят скот. Авиачасть... Здесь операторы сняли раненого командира Герасименко, который не покинул своих товарищей. На экране обломки сбитых немецких самолетов и трупы хваленых ассов. Немецкий солдат сдается в плен.

Таков был первый фронтовой репортаж. За ним последуют сотни репортажей, запечатлевшие ратный подвиг солдат, страдания мирного населения, напряжение труда в тылу. В конце ноября 1941 г., когда враг рвался к Москве, на экраны вышел спецвыпуск "На защиту родной Москвы". Все 9 номеров этого журнала хранятся в архиве. Они запечатлели прифронтовую Москву, аэростаты в небе, загримированное здание Большого театра, мешки с песком в витринах, баррикады на Бородинском мосту, строительство оборонительных сооружений, исторический парад частей Московского гарнизона на Красной площади 7 ноября 1941 г. Многие съемки этого периода вошли в документальный фильм "Разгром немцев под Москвой", который вышел на экраны 18 февраля 1942 г. Это - первый полнометражный документальный военный фильм.

В этот фильм включены съемки первых населенных пунктов, освобожденных под Москвой. Фильм получил государственную премию и первую в стране премию американской Академии киноискусств, которая признала его лучшим документальным фильмом 1942 г. Этот фильм был показан в 28 странах мира, его посмотрели также миллионы советских людей.

Несмотря на блокаду, велись съемки и в Ленинграде. Здесь регулярно выходил "Ленинградский киножурнал". В архиве хранятся 13 выпусков этого журнала за 1942 год, 4 номера за 1943 год и 4 номера за 1944 г. В блокированном Ленинграде снят фильм "Ленинград в борьбе". Этот фильм - документ мужества и героизма ленинградцев, не склонивших голову перед голодом, холодом, бомбежками. В фильме запечатлены улицы города, люди, работающий Путиловский завод, где выпускались и ремонтировались танки. Ленинграду посвящены сюжеты из "Союзкиножурнала" Это кадры прорыва блокады, изгнание немцев из Ленинградской области, разрушения Петергофа и Пушкина.

В 1942 г. отснято много сюжетов о напряженной трудовой жизни тыла. Это - "Урал в борьбе", "Урал кует победу". Много съемок Челябинского тракторного завода, где выпускались танки Т-34, "КВ", "ИС". Благодаря этим съемкам всей стране стали известны имена рабочих этого завода: Г.Ехлакова, А.Черемушкиной, В.Гусева. Магнитогорский металлургический завод - строительство 5-й домны; Уралмаш, работа в цехах эвакуированного на Урал Ленинградского завода им. Кирова. Много сюжетов посвящено шефской помощи фронту, передача звена самолетов-штурмовиков им. Героя Советского Союза Олега Кошевого, передача бронепоезда имени комиссара Д.Лестева, передача танка "Беспощадный", построенного на средства С.Маршака, С.Михалкова, художников Кукрыниксов и др. Много сюжетов посвящено работе женщин в тылу: женщины-трактористки, водители троллейбусов, варят сталь, участвуют в тушении пожаров, сдают кровь в донорских пунктах.

Кроме киножурналов в годы войны создаются и полнометражные документальные фильмы. Это фильмы режиссера М.Слуцкого "День войны", смонтированные их кадров, отснятых 160 кинооператорами на фронтах и в тылу в течение 13 июня 1942 г.

В марте 1943 года режиссер Л. Варламов завершил работу над полнометражным фильмом "Сталинград". В этот фильм вошли киносъемки, произведенные пятнадцатью кинооператорами за 6 месяцев, они дают полную картину событий в битве за Сталинград. В этом фильме впервые отсняты залпы "Катюши". В этом же году А.Довженко был создан фильм "Битва за нашу Советскую Украину", а в соавторстве с Ю.Солнцевой "Народные мстители".

В 1944 г. на экраны страны вышли фильмы "Битва за Севастополь", "Освобождение Советской Белоруссии", "Победа на Юге", "Освобожденная Франция" и другие.

Названия фильмов каталога за 1945 г. сами говорят об их содержании "Будапешт", "В Верхней Силезии", "В Померании", "Кенигсберг", "Вена", "Югославия", "Освобожденная Чехословакия", "От Вислы до Одера", наконец, "Берлин", созданный большим коллективом операторов под руководством режиссера Ю.Райзмана.

Фильм имеет подзаголовок "Историческая хроника о последнем решающем сражении с фашистской Германией, о взятии Берлина и о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил".

Архив хранит такие кинопроизведения, как "Парад Победы", "Суд народов" (о Нюрнбергском процессе над главными фашистскими преступниками).

Кинодокументы архива дали в послевоенный период "путевку в жизнь" многим произведениям документального и художественного кино.

В 1975 году к 30-летию Победы Центральная студия документальных фильмов выпустила фильм "Рядом с солдатом" (режиссер И. Гелейн), рассказывающий о подвиге советских кинооператоров на фронтах Великой Отечественной войны.

На основе кинохроники создал мудрую и страстную картину "Обыкновенный фашизм" М. Ромм; взволнованным повествованием, близким сердцу каждого человека, стал кинорассказ о битве под Москвой - "Если дорог тебе твой дом" режиссера В.Ордынского по сценарию К.Симонова и Е.Воробьева.

Большой резонанс в мире получил двадцатисерийный телевизионный фильм "Великая Отечественная" Р.Кармена. Киноэпопея "Освобождение" режиссера Ю.Озерова и ряд других его работ во многом обязаны своему созданию военной кинохронике.

Прошло почти 60 лет со дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Не ослабевает интересе историков, работников кино, телевидения, печати (писателей, художников, актеров) и многих других исследователей как нашей страны, так и других государств к кинодокументам РГАКФД военных лет.

Среди тех, кто знакомился в архиве с кинодокументами о войне, Маршал Советского Союза К.Рокоссовский, секретарь Тульского обкома и горкома партии военных лет Герой Советского Союза В.Жаворонков, скульптор Е.Вучетич, кинорежиссер С.Бондарчук, писатель К.Симонов, кинорежиссер Р.Кармен. Кинолетопись ВОв снималась операторами Центральной студии хроники, которая в начале 1944 г. была награждена Орденом Красного Знамени, а в мае 1944 г. переименована в Центральную студию документальных фильмов. На нее было возложено руководство работой фронтовых операторов и выпуск всех фронтовых фильмов на экраны. Вместо "Союзкиножурнала" начал выходить журнал "Новости дня".

Кинолетопись ВОв - миллионы метров снятой пленки. Эпизоды сражений, боев местного значения, атак, солдатского быта, короткого солдатского отдыха. Десятки тысяч лиц - рядовые солдаты и матросы, офицеры и генералы, маршалы. Широкая панорама человеческих страданий, скоби, печали, радости, самоотверженного труда и подвига во имя победы. Все это, зафиксированное на пленке, живет и сегодня как документ непреходящий исторической ценности. На хранение в наш архив эти кинодокументы поступили в 1948 году.

Сознавая огромное значение кинодокументов ВОв, коллектив архива стремится делать все, чтобы сохранить эти бесценные документы. Все документы описаны, внесены в каталоги, в том числе в электронный каталог кинодокументов архива, размещенный в Интеренет.

Активно используются кинофотодокументы архива о Великой Отечественной войне в период подготовки к 60-летию Победы. Достаточно сказать, что к этим документам обращаются более 12 пользователей. Это - кинодокументалисты, создающие фильмы о войне, это работники телевидения, которые отбирали документы для передач, начиная от заставок в новостных программах до телевизионных фильмов, а также музеи, издательства, учебные заведения, советы ветеранов войны и труда, есть личные обращения ветеранов.

Назову лишь некоторые фильмы, создатели которых работали в архиве и использовали наши документы:

Квс "Телефильм" "Великая Победа";
ООО "Фемида PTV" "Женщины в Великой Отечественной войне";
Кинокомпания "Пигмалион" "Полководцы Великой победы";
Студия "Телеостров" "Звезда Героя";
Фонд "Покровитель" "Роковой просчет А.Гитлера";
Министерство культуры и духовного развития Республики Саха Якутия "Журавли над Ильменем";
ПГГРК г. Пермь "Я хотел победить";
ООО "Телеиндустрия" "Вокзал Победы".

Зарубежные пользователи:
Телевидение Австрии - документальный сериал "II мировая война".

Фотодокументы также активно используются в связи с подготовкой у юбилею. Всего обращались по 53 темам, в т. ч. иностранные пользователи - 16 тем.

В том числе издательства, музеи, авторы книг, альбомов.

За последнее время на государственное хранение поступило более 2000 единиц хранения фотодокументов, более 200 единиц хранения кинодокументов и 38 единиц хранения (2280 минут) видеодокументов (в формате Betacam SP) по войне. Эти кино- и видеофильмы освещают также проблемы современной армии - наследницы Великой Победы, протестуют против фальсификации отдельных страниц военной истории, прослеживают судьбу немецких солдат, находившихся в советском плену в годы войны и в послевоенное время, рассказывают о труде медработников и военных водителей в годы войны, анализируют мироощущение ветеранов. Во вновь создаваемых произведениях, посвященных Великой Отечественной войне, прослеживаются нередко и новый взгляд на ее ход и события, как на фронте, так и в тылу.

В настоящее время продолжают поступать в архив на хранение кинофотовидеодокументы по истории ВОв, фотодокументы Екатерины Кузьминичны Полуниной по истории 50 истребительного авиационного полка; фотодокументы личного архива Трахмана Михаила Андреевича по истории партизанского движения, приобретение которого стало возможным благодаря программе "Культура России" подпрограммы "Архивы России"; продолжается активная работа по передаче на постоянное хранение фотодокументов известного фотокорреспондента Виктора Антоновича Темина и другие.

Документы о Великой Отечественной войне постоянно востребованы и активно используются. Среди пользователей архивной информации, интересующихся данной темой, кино- и видеостудии, телекомпании, музеи, издательства, учебные заведения. Советы ветеранов, государственные органы и учреждения, частные лица.

В период подготовки к юбилею Победы архив сам выступает активным пропагандистом кинофотолетописи Великой Отечественной войны: кинопоказы для ветеранов, подготовленные фотоподборки, участие в создании музеев боевой славы в школах и учебных заведениях, фотовыставки, в т. ч. и в стенах архива, представление фотодокументов для сайта Росархива "Победа", выпуск фотоальбома совместно с издательством "Лик" "Парад Победы". Это только часть мероприятий архива, проводимых в связи с празднованием 60-летия Победы.

Закончится праздник, но сохраненные кинофотолетописи Великой Отечественной войны по-прежнему останется важнейшей заботой коллектива архива, который рассматривает ее как священную обязанность перед ветеранами, перед историей нашего Отчества, как эстафету грядущим поколениям.