Видеореклама. Воздействие изобразительного ряда на восприятие зрителя.
Уважаемые коллеги!
Воздействие любой рекламы на зрителя необычайно велико. Дело в том, что реклама воздействует на сознание и подсознание. И специалисты по изготовлению рекламы об этом хорошо осведомлены. Мы же можем в быту наблюдать непосредственную реакцию на рекламу детей. Клиповая форма демонстрации, краткость изложения, яркость сюжета напрямую воздействуют на детскую психику, и мне представляется, что многие из вас сталкивались с непосредственной реакцией малышей на рекламный слоган. Часто, не понимая назначения рекламируемых предметов, дети, тем не менее, заинтересованно повторяют засевшую в голове фразу, напевают мелодию и т.д. Реакция взрослых более опосредована, но в результате удачно проведённой рекламной кампании продажа определённого продукта или продвижение определённой идеи достигают невиданных размахов.
Всем, кто имеет дело с продвижением своих идей, очень хорошо известно, что иногда очень грамотно и профессионально выстроенная рекламная акция не приносит желаемый результат. И, наоборот, обычная презентация достигает цели более высокой, чем изначально перед ней были поставлены. Что же при этом происходит? Представляется, что реклама должна попасть «в точку», во что-то неосязаемое, что носится в воздухе. Что это? Мода? Определённый срез общественных отношений? Не знаю. Могу привести лишь пример, который нас удивил, и который мы обсуждали совместно с представителями телеканала «Культура», которые тоже сталкивались с чем-то подобным.
В этом году Российский государственный архив кинофотодокументов отмечал 85-летие. Решено было не тратить на юбилейные торжества бюджетные и зарабатываемые архивом внебюджетные средства, а привлечь к этому помощников, спонсоров. Это не первый юбилей, отмечаемый архивом, и спонсорские средства привлекались всегда. И только в этом году потенциальные спонсоры сами обращались в архив с просьбой привлечь их к организации юбилейных мероприятий. Архив был удивлён данным обстоятельством. Причём, слово «удивлён» не совсем верно передаёт наши чувства. Своими наблюдениями мы поделились с предлставителями телеканала «Культура» во время совместной подготовки телепроекта, посвящённого 85-летию со дня основания РГАКФД. Кстати, 5 ноября с утра до вечера телеканал «Культура» будет показывать программу, составленную из кинодокументов архива. Несколько интересных показов было и в октябре.
Так вот, коллеги сказали, что сейчас стало в определённых кругах модным быть каким-то образом, приобщённым к культуре и искусству. Например, заявление, что смотреть можно только телеканал «Культура», а по остальным каналам нечего смотреть, или приобщиться каким-то образом к организации культурных мероприятий, стало свидетельством некой респектабельности, а потому престижным. Удивительно, но в этом году и гости просто стремились попасть на наши юбилейные торжества, что для предыдущих юбилеев не являлось чем-то характерным.
Таким образом, можно сделать вывод, никоим образом не претендующий на истину. Мало провести грамотную рекламную кампанию, нужно ещё иметь сильную интуицию, чтобы хорошо представлять себе многообразные социальные, политические, экономические, нравственные аспекты современной жизни. И серьёзный успех придёт только тогда, когда все эти факторы сойдутся в одной точке.
Что же касается видеорекламы, то видео само по себе мощнейший фактор воздействия на потенциального потребителя продукта, независимо от того, что рекламируется. Потому что видео имеет огромную аудиторию всех социальных групп и возрастов. Особенно молодёжь воспринимает видео, как некую квинтэссенцию информации. Для молодёжи печатное слово или изображение уже не имеет такого значения, как для представителей старжего и среднего поколений. Эту тему поднимал в одном из своих выступлений академик Сигурд Оттович Шмидт. Он говорил о том, что современная молодёжь, будучи в основной массе индифферентной к чтению, тем не менее получает информацию из других источников. Причём это, в первую очередь, аудиовизуальная информация. Даже глаз молодого человека устроен по- другому. Он легче усваивает информацию, когда она расположена перпендикулярно по отношению к глазам. Что ж, к этому придётся приспосабливаться. И это даёт широкие возможности для музейной видеорекламы, а также для использования видеоинсталляций в музейных экспозициях и при организации выставок с использованием архивных документов. Недавно наблюдала в музее искусств в Чикаго при посещении выставки советского военного плаката ТАСС за посетителями. Особый интерес при посещении этой выставки вызвала кинохроника из фонда РГАКФД о создании таких плакатов, которая также размещалась в экспозиции и была закольцована. Эта кинохроника вызвала массовый интерес, и её смотрели так же заинтересованно, как собственно экспозицию.
Реклама – понятие очень древнее, от латинского слова reclamare – выкрикивать. Реклама существовала всегда. Но, безусловно, с развитием техники она вышла на новый этап развития.
В Советском Союзе реклама занимала очень узкую нишу, хотя некоторые советские рекламные слоганы вспоминаются дог сих пор. Считалось, что советские товары в рекламе не нуждаются. И это было отчасти правдой, потому что любой товар буквально сметался с прилавков. Это же относилось и к сфере культуры. Советские люди жадно потребляли всё, чтобы утолить информационный голод, получить эстетическое удовольствие и приобщиться к прекрасному. И в СССР реклама занимала определённое место. Больше всего рекламы публиковалось во времена НЭП в 1920-е годы. Но и в другие периоды реклама тоже создавалась и распространялась.
Многие рекламные ролики советского периода сейчас оцениваются как произведения искусства. Мы же рассматриваем их как документ эпохи. На хранении в Российском государственном архиве кинофотодокументов находятся 75 рекламных роликов, что очень удивительно, потому что в своё время реклама как кинодокумент не рассматривалась, и на постоянное хранение её старались не принимать. С некоторыми фрагментами рекламных видеороликов мы вас сегодня познакомим. Для сопоставления мы предложим также вашему вниманию презентационный ролик Российского государственного архива кинофотодокументов, посвящённый 85-летию со дня основания РГАКФД.
В заключение хочу сказать, что значение видеорекламы, в частности, в музейной деятельности и выставочной деятельности архивов по привлечению посетителей и повышению заинтересованности экспозицией трудно переоценить. И думаю, что именно за видео ближайшая перспектива развития направления выставочной деятельности и его воздействия на зрителя.
Моисеева Римма Максимовна,
заместитель директора Российского государственного архива кинофотодокументов.
|