Справочная информация
Прейскурант цен
на изготовление копий:
Контактная информация Об архиве Разное
 
 

Научно-практическая деятельность архива


Фотодокументы, поступившие из личного архива Б.Е.Вдовенко

В 2007 году в РГАКФД был передан для проведения экспертизы ценности и последующей передачи на постоянное хранение личный архив фотокорреспондента Бориса Евгеньевича Вдовенко, который насчитывает около 150 тысяч фотодокументов на оригинальных носителях, это негативы нулевого и первого размера на черно-белой и цветной плёнке, среди фотодокументов, поступивших в архив, были обнаружены уникальные выставочные фотографии, документы на бумажной основе, рассказывающие о профессиональной деятельности фотокорреспондента начиная с 1934 по 1972 годы (справки, официальные письма, командировочные удостоверения), а также авторские позитивные отпечатки многие из которых с пометами автора.

Эти документы были переданы в архив в соответствии с договором, где указано, что документы передаются с полным правом использования, внуком фотокорреспондента Анчевским Владимиром Эразмовичем.

Тематика фотодокументов разнообразна. Это документы по Великой Отечественной войне, советская авиация (авиаконструкторы, авиационный спорт), артисты эстрады, театра и кино, съёмки телевизионных спектаклей, передач и концертов, видовые снимки городов, виды архитектурных памятников, советская торговля, сельское хозяйство и многое другое.

Комплекс этих документов имеет ряд интересных особенностей, он разнообразен и примечателен, в какой-то степени уникален и заслуживает подробного описания.

В настоящее время около девяти тысяч единиц хранения фотодокументов прошли экспертизу ценности, расшифрованы, атрибутированы, внесены в электронную базу данных «АРХИВ-КАИСА» и переданы на постоянное хранение в РГАКФД.

Работа над личным архивом фотокорреспондента началась с изучения биографии и творчества автора. О его биографии известно следующее. Родился он 5-го марта 1909 года в городе Ялта. В 1911 году семья переезжает в Москву, где после окончания средней школы в 1926 году Б.Е.Вдовенко начал работать на железной дороге.

В своей автобиографии он пишет «…после средней школы начал работать на железной дороге (товарный кассир, таксировщик, смотритель товарного двора, заместитель начальника станции по коммерческой части). Исполнял обязанности коммерческого ревизора дороги. В 1932 году перешел на клубную работу. Руководил фотокружками в нескольких клубах. Изучив международный язык «эсперанто» и получив диплом преподавателя, руководил кружками международной рабочей связи на языке «эсперанто». Вел переписку с эсперантистами 57-ми стран мира».

Борис Евгеньевич Вдовенко зарекомендовал себя как профессиональный мастер своего дела, его профессионализм был отмечен правительственными наградами, его репортажи постоянно публиковались, он участник многих внутрисоюзных и международных фотовыставок, призёр фотовыставки «Инторпрессфото-66», участвовал в издании альбомов «Великая Отечественная».

Его профессиональная деятельность как фотокорреспондента началась в 1934 году, он поступил на работу в редакцию газеты «Вечерняя Москва». Период 1934-1941 годы он сотрудничал с газетами «Правда», «Известия», «Комсомольская Правда».

С первых дней Великой Отечественной войны многие сотрудники газет, надев военную форму, отправлялись на фронт. Борис Евгеньевич не был исключением. Уже в ноябре 1941 году он стал фотокорреспондентом газеты «Вперед на врага» Калининского, а затем 1-го Прибалтийского фронтов. Пройдя всю войну от Москвы до Берлина с фотоаппаратом в руках, он сформировался как фотомастер, приобрёл не только профессиональный, но и жизненный опыт.

Его коллекция фотодокументов об исторических днях Великой Отечественной войны, переданная в РГАКФД, невелика. Однако, не исключено, что находки, связанные с фотодокументами этого периода ещё впереди, так как работа с его личным архивом продолжается. Но и в этом небольшом количестве документов можно отметить следующие интересные снимки: Герой Советского Союза И.Х.Баграмян и Маршал А.М.Василевский на командном пункте 1-го Прибалтийского фронта, гвардии сержант Н.А.Седов и командир эскадрильи ночных разведчиков В.Д.Плакущий за обсуждением результата полёта, фотокорреспондент газеты «Вперёд на врага» Б.Е.Вдовенко в кабине самолёта-штурмовика Ил-2, на которых в дни войны он совершил 29 боевых вылетов в качестве воздушного стрелка.

По окончании Великой Отечественной войны Б.Е.Вдовенко продолжил трудиться в редакциях журнала «Советский Союз», «Крылья Родины», «Крестьянка», «Огонёк», газетах «Советская Россия, «Советская торговля».

Послевоенные годы были не менее плодотворными и удачными в творчестве фотокорреспондента. В его творческом багаже интереснейшие снимки отечественных и зарубежных композиторов, режиссёров, артистов эстрады и кино: французский композитор, пианист Мишель Легран и кинорежиссёр Жак Деми на записи телевизионной передачи «Голубой огонёк», эстрадные певицы Жаклин Франсуа и Мирей Матье, польская певица Анна Герман во время гастролей в Москве, широко представлены артисты отечественной эстрады: Л.В.Лещенко, К.И.Шульженко, исполнительница русских народных песен Л.А.Русланова, композиторы Э.С.Колмановский, Л.А Лядова, К.А.Орбелян, А.Пахмутова и многие другие.

Значительную часть документального фонда составляют съёмки отдельных сцен из телевизионных спектаклей, поставленных ведущими театрами Советского Союза: «Скучная история», «Обрыв» «Офицер флота», «Разные люди», эти фотодокументы донесли до нас замечательные сценические образы, созданные такими театральными мастерами, как Борис А.Бабочкин в роли (Николая Степановича), Георгий.П.Менглет (в роли Сандро), Анатолий Папанов, молодые артисты С.К.Шакуров (в роли Волохова), И.В.Муравьёва (в роли Зинаиды Багляевой), А.А.Миронов (в роли Вязовнина) и т.д.

Интересны фотоматериалы, снятые на популярных и горячо любимых телезрителями в 70-е годы телепередачах «Голубой огонёк», на Всесоюзных фестивалях «Песня года». Здесь можно отметить ряд интересных снимков: выступление народных артистов Украинской ССР Е.И.Березина и Ю.Т.Тимошенко, солистки вокально-инструментального ансамбля «Червона рута» С.М.Ротару, И.Д.Кобзона, О.Воронец, М.Магомаева и Т.Синявской, выступление вокально-инструментальных ансамблей «Верасы», «Орэра», детского ансамбля «Мзиури» и многих других. Эти артисты впоследствии составили Золотой фонд советского, российского сценического искусства.

На фотографиях представлены не только артисты эстрады, но и гости этих передач: Герои Советского Союза, участники штурма рейхстага Василий Шатилов, Мелимон Кантария, полковник Ф.М.Зинченко, Герой Советского Союза, принимавший участие в освобождении Новороссийска А.Ф.Черцов, поэты Р.Гамзатов и Р.Рождественский, писатель К.Симонов, народный артист СССР М.Жаров, киноактёры М.Пуговкин, П.П.Глебов, К.С.Лучко и многие другие.

На протяжении многих лет Б.Е.Вдовенко кропотливо фиксировал события культурной жизни Москвы: юбилейные и творческие вечера деятелей литературы и искусства, гастроли иностранных театральных коллективов, вечера в рамках национальных литератур и искусств, проходившие в Колонном зале дома Союза, мероприятия, проходившие в Доме кино и Доме актёра также нашли отражения в его фотодокументах.

Нет такого края или области, включая самые отдалённые уголки нашей Родины, где бы не побывал Б.Е.Вдовенко. В его коллекции много фотодокументов с видами городов: Волгограда, Костромы, Чебоксар, Углича, Орла, Ярославля больших и малых городов советских республик, их улиц и площадей; быт, облик горожан.

В его личном архиве широко представлены фотодокументы, посвящённые Советской авиации. По воспоминаниям внука, Б.Е. Вдовенко испытывал особенные чувства к авиации. Эти документы разнообразны и интересны по содержанию, на его снимках запечатлены деятели авиационной науки, авиаконструкторы, летчики-испытатели. Здесь можно назвать такие выдающиеся имена как А.Н.Туполев, С.В.Илюшин, О.К.Антонов, полярный лётчик Б.С.Осипов, лётчики-испытатели В.А.Калинин, В.Громов, Я.И.Верников, и многие другие.

Б.Е.Вдовенко вёл репортажные съёмки третьего чемпионата мира по парашютному спорту, проходившему в Москве в 1956 году на этих снимках групповые и индивидуальные портреты участников и призёров чемпионата: чехословацкий парашютист Густав Коубек на пьедестале почёта, победительницы в командном первенстве среди женщин-парашютисток Г.Мухина, В.М.Селеверстова, Н.И.Пряхина, мастер спорта Т.Н.Воинова и многие другие.

В архиве Б.Е.Вдовенко имеется большое количество фотодокументов рассказывающих о промышленных предприятиях Советского Союза: Ивановский меланжевый комбинат им. К.И.Фролова, Краснодарский хлопчатобумажный комбинат, Рижский радиозавод им.А.С.Попова и тд. На этих снимках представлены передовики производства, мастера цехов, рабочие. Наряду с трудовыми буднями Вдовенко снимал и быт молодых рабочих, наставников во время обучения молодёжи, семейный отдых трудящихся.

Выполняя задания газеты «Советская торговля», Вдовенко запечатлел на пленке работу советской торговли: обслуживание покупателей в различных предприятиях торговли, отделах и секциях Государственного универсального магазина (ГУМ), магазина «Подарки», особое место занимает показ моделей одежды сшитой в ателье магазинов.

Не обошёл своим внимание фотокорреспондент и сельское хозяйство это нашло отражение в его фотодокументах, запечатлевших жизнь сел Курской, Сталинградской, Смоленской областей, Краснодарского края и тд.

Особую группу фотодокументов в личном архиве Б.Е.Вдовенко составляют фотопортреты известных деятелей науки и искусства, ветеранов ВОВ, передовиков производства, Героев Социалистического труда, работников сельского хозяйства, снятых не в специальных условиях фотоателье, а в процессе труда, на улицах города, в домашней обстановке, во время проведения различных мероприятий здесь можно отметить такие фотопортреты: президент академии наук СССР М.В. Келдыш, писатель В.А.Каверин, певец С.Захаров и Э.Пьеха, актёр Московского цыганского театра «Ромэн», Н.Сличенко, актёр театра и кино В.А.Шалевич и многие другие.

Фонды такого мастера как Б.Е.Вдовенко не часто поступают в архив и эти уникальные по своему составу документы требуют особого к себе отношения при их обработке.

Отличительной особенностью документов фонда является их более полная, по сравнению с другими фондами, аннотированность. Конверты, в которых находились негативы, снабжены краткими аннотациями, на основании которых стало возможным осуществить расшифровку снимков, он педантично фиксировал место и дату съёмки, указывал фамилии запечатлённых людей, что довольно редко, как показывает опыт, встречается у фотомастеров, работающих столь, интенсивно как он. Фотодокументов с так называемыми «глухими» аннотациями было приблизительно 25-30%. Однако, при проведении экспертизы ценности всех фотодокументов приходилось привлекать широкий круг дополнительной литературы по самым различным проблемам.

В настоящее время работа над фотодокументами из личного архива Б.Е.Вдовенко продолжается. Качество фотографий очень высокое, фотодокументы сделаны профессионально, грамотно решены композиционно. При проведении экспертизы ценности порой трудно выбрать самый лучший снимок, который впоследствии ляжет на архивную полку. Фотограф обладал особой скрупулезностью в отношении своей работы. Поэтому различные варианты – ещё одна особенность этого личного архива. Соотношение поступивших и принятых фотодокументов составляет порой 1: 10. И специалисты архива с душевной болью отбирают на уничтожение снимки, не принятые в результате экспертизы на постоянное хранение.

Следует отметить, что фотодокументы этого автора – замечательное приобретение для архива. Они ещё раз с профессиональной точки зрения раскрывают зримую историю нашей страны по самым различным аспектам с 1930-х до 1980-х годов ХХ века, это ценнейшее за последние годы пополнение Архивного фонда Российской Федерации. Представляется, что многие из этих документов войдут в категорию особо ценных документов РГАКФД. Их источниковедческий анализ вновь и вновь показывает их ценность для страны, общества, специалистов-историков, широкого круга пользователей.

Работа продолжается…

Ведущий специалист отдела комплектования и ведомственных архивов С.И.Сучкова