Справочная информация
Прейскурант цен
на изготовление копий:
Контактная информация Об архиве Разное
 
 

Научно-практическая деятельность архива


Выступление главного специалиста РГАКФД Чертилиной М.А. на закрытии выставки «Легенды и факты», проходившем 30 июня 2010 года в Российско-Германском музее Берлин-Карлсхорст

Прежде всего, разрешите поблагодарить вас от имени Российского государственного архива кинофотодокументов за приглашение на закрытие выставки. Особенно волнительно, что проходила выставка здесь, в стенах этого здания, в котором 65 лет назад состоялось одно из самых важнейших в истории XX столетия событий - подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германских вооруженных сил и окончании самой страшной и кровавой войны в истории человечества.

Несколько слов о нашем архиве. РГАКФД - это одно из крупнейших в мире государственных хранилищ аудиовизуальных документов, где собраны ценнейшие кино, фото и видеодокументы. Чтобы понять уникальность архивных документов следует отметить, что на постоянном хранении находятся документы, на которых запечатлены все важнейшие события, происходившие в конце 19- 20 веков в моей стране и в мире. Кинооператоры и фоторепортёры не обошли своим вниманием сколько-нибудь значимые темы: будь-то международные отношения, искусство, спорт, промышленность и многие другие. Самая ранняя киносъемка, произведенная в России, хранится в нашем архиве – это коронация последнего Российского Императора Николая II, произведенная Камилем Серфом в 1896 году. А всего фонд кинодокументов насчитывает более 40 000 наименований, что составляет более 225 тыс. единиц хранения документальных фильмов, кинохроники, киножурналов.

Что касается коллекции фотодокументов – это свыше 1 млн. ед. хранения негативов и позитивных отпечатков. Сюда же входят более тысячи фотоальбомов, преимущественно, дореволюционных, снятых до 1917 года. Хранятся кино и фотодокументы в специально оборудованных хранилищах, где поддерживается определенный температурно-влажностный режим. Почтенный возраст этих раритетов говорит сам за себя. А мы гордимся тем, что сумели сохранить их и донести до наших потомков. Практически все эти альбомы сохранены в оригиналах.

Наша гордость, входящая составной частью в фонд архива, - это кинофотодокументы по истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Более 150 тыс. ед. хранения фотонегативов и позитив, в том числе и зарубежных авторов и 3 тыс. 590 ед. хранения оригиналов. Что касается кинодокументов – это более 800 тыс. метров кинопленки – кадры горьких потерь и поражений, радостных побед, великих сражений под Москвой и Сталинградом, на Курской дуге, освобождении стран Восточной Европы от фашизма, битва за взятие Берлина, - страшные кадры войны, сохранённые архивистами для потомков.

Вместе с частями Красной Армии прошли по нелегким фронтовым дорогам кинооператоры-документалисты. Съемку вели 258 фронтовых оператора и каждый пятый их них погиб. Это их трудом, мужеством и талантом была создана военная кинохроника, те бесценные кадры, которые легли в основу многих документальных фильмов. Механическая кинокамера весила 3,5 кг; ее завода хватало на полминуты. Камера вмещала в себя 30 метров пленки – это 1 минута экранного времени. В руках оператора, во всех его карманах находились коробки с кинопленкой. И в боевых условиях перезаряжать кинокамеру и заводить постоянно в любых погодных условиях стоило неимоверного труда! У нас есть возможность взглянуть в лица фронтовых кинооператоров (и это донесла до нас беспристрастная кинохроника!) - это те, благодаря кому мы можем теперь видеть «живую» историю, тех страшных лет. (Диск об операторах около 2-х мин.)

Особое место в кинофотодокументах о ВОВ занимают документы, посвященные подписанию Акта о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил 8-9 мая 1945 г. С утра 8 мая в Берлин начали прибывать корреспонденты всех крупнейших газет и журналов мира. Чтобы запечатлеть исторический момент юридического оформления полного поражения фашистской Германии. В середине дня на аэродром Темпельгоф прибыли представители Верховного командования союзных войск. Верховное командование экспедиционных сил союзников представляли: заместитель Эйзенхауэра главный маршал авиации Великобритании Артур Уильям Теддер, вооруженных сил США – командующий стратегическими вооруженными силами генерал Карл Спаатс, вооруженных сил Франции – главнокомандующий армией генерал Жан-Мари Габриэль де Латтр де Тассиньи. С аэродрома союзники прибыли в Карлсхорст, где было решено принять от немецкого командования безоговорочную капитуляцию.

На тот же аэродром из города Фленсбурга прибыли под охраной английских офицеров бывший начальник штаба верховного главнокомандования вермахта генерал-фельдмаршал Вильгельм Кейтель, главнокомандующий военно-морскими силами генерал-адмирал флота Г. Фон Фридебург и генерал-полковник авиации Ганс Штрумпф.

Именно здесь, в Карлсхорсте, восточной части Берлина, в здании бывшей столовой военно-инженерного училища подготовили зал, где должна была состояться церемония подписания Акта о капитуляции. Вскоре все представители командования союзных войск прибыли к заместителю Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами СССР маршалу Советского Союза Г.К. Жукову, чтобы договориться по процедурным вопросам. Кейтель и его спутники находились в другом здании.

Ровно в 24 часа Жуков, Теддер, Спаатс и де Латтр де Тассиньи вошли в зал, украшенный флагами Советского Союза, США, Великобритании и Франции. В зале присутствовали советские генералы, войска которых участвовали в легендарном штурме Берлина, а также советские и иностранные журналисты.

Церемонию подписания Акта о безоговорочной капитуляции открыл маршал Жуков. Он приветствовал представителей союзных армий. «Мы, представители Верховного главнокомандования Советских вооруженных сил и Верховного командования союзных войск… уполномочены правительствами антигитлеровской коалиции принять безоговорочную капитуляцию Германии от немецкого военного командования»- торжественно произнес он. Затем в зал вошли представители Верховного командования Германии. По предложению Советского представителя Кейтель передал главам союзных делегаций документ, которым Денниц уполномочил германскую делегацию подписать Акт о капитуляции. Затем, немецкой делегации был задан вопрос, имеет ли она на руках Акт о безоговорочной капитуляции и изучила ли она его. Вопрос на английском языке повторил маршал Теддер. После утверждающего ответа Кейтеля представители германских вооруженных сил по знаку маршала Жукова подписали Акт, составленный в 9-ти экземплярах.

В 0 часов 43 мин. (по московскому времени) 9 мая (в 22 часа 43 мин. по центральноевропейскому времени 8 мая) 1945 года подписание Акта о капитуляции германских вооруженных сил было закончено. Немецкой делегации было предложено покинуть зал. Кейтель, фон Фридебург и Штумпф поклонились и вышли из зала.

От имени Советского Верховного главнокомандования маршал Жуков поздравил всех присутствующих с долгожданной Победой.

Один из фронтовых операторов, возглавлявших киногруппу, которая производила съемку подписания Акта о капитуляции Юлий Райзман, вспоминает: «Выход немцев был декоративен. Это был последний «спектакль» гитлеровцев. Кейтель был весь отутюжен. Не человек, а движущаяся статуя. В его руках маршальский жезл… Улыбка на мертвом лице… Дымящий ненавистью и презрением ястребиный профиль генерал-полковника Штумпфа. Полные достоинства и сдерживаемого торжества лица союзников на фоне государственных флагов СССР, США, Великобритании, Франции над длинными столами победителей».

Чтобы попасть на съемку этого события, Райзману пришлось получать разрешения у самого маршала Жукова, в котором режиссеру сначала было отказано. Потому что в эти минуты в зале работали тридцать операторов с камерами. «На следующий день, 9 мая, в 4 часа вечера с отснятой за последние дни пленкой на специальном самолете Райзман вылетел в Москву. Благодаря самоотверженной работе кинооператоров у нас есть возможность увидеть и это событие спустя 65 лет после его свершения.

Невозможно не упомянуть о фотографах, снимавших подписание Акта о капитуляции. Это Темин, Тиханов, Рюмкин, Капустянский, Редькин, Кислов и др. Работы именно этих фотокорреспондентов хотелось бы продемонстрировать сегодня в стенах этого музея.

Так как наш архив хранит аудиовизуальные документы, хотелось бы больше показать кино и фотоматериалов. И представляется особенно важным увидеть жизнь Берлина и его жителей в те майские дни 1945 года. Потому что жизнь, в любом случае, продолжается, даже в самых, казалось бы, невыносимых условиях.