Выступление главного специалиста РГАКФД Чертилиной М.А. на закрытии выставки
«Легенды и факты», проходившем 30 июня 2010 года в
Российско-Германском музее Берлин-Карлсхорст
Прежде всего, разрешите поблагодарить вас от имени Российского
государственного архива кинофотодокументов за приглашение на
закрытие выставки. Особенно волнительно, что проходила выставка
здесь, в стенах этого здания, в котором 65 лет назад состоялось
одно из самых важнейших в истории XX столетия событий - подписание
Акта о безоговорочной капитуляции Германских вооруженных сил и
окончании самой страшной и кровавой войны в истории человечества.
Несколько слов о нашем архиве. РГАКФД - это одно из крупнейших
в мире государственных хранилищ аудиовизуальных документов, где
собраны ценнейшие кино, фото и видеодокументы. Чтобы понять
уникальность архивных документов следует отметить, что на
постоянном хранении находятся документы, на которых запечатлены
все важнейшие события, происходившие в конце 19- 20 веков в моей
стране и в мире. Кинооператоры и фоторепортёры не обошли своим
вниманием сколько-нибудь значимые темы: будь-то международные
отношения, искусство, спорт, промышленность и многие другие.
Самая ранняя киносъемка, произведенная в России, хранится в
нашем архиве – это коронация последнего Российского Императора
Николая II, произведенная Камилем Серфом в 1896 году.
А всего фонд кинодокументов насчитывает более 40 000 наименований,
что составляет более 225 тыс. единиц хранения документальных фильмов,
кинохроники, киножурналов.
Что касается коллекции фотодокументов – это свыше 1 млн. ед.
хранения негативов и позитивных отпечатков. Сюда же входят более
тысячи фотоальбомов, преимущественно, дореволюционных, снятых до
1917 года. Хранятся кино и фотодокументы в специально оборудованных
хранилищах, где поддерживается определенный температурно-влажностный
режим. Почтенный возраст этих раритетов говорит сам за себя.
А мы гордимся тем, что сумели сохранить их и донести до наших
потомков. Практически все эти альбомы сохранены в оригиналах.
Наша гордость, входящая составной частью в фонд архива, -
это кинофотодокументы по истории Великой Отечественной войны
1941-1945 годов. Более 150 тыс. ед. хранения фотонегативов и
позитив, в том числе и зарубежных авторов и 3 тыс. 590 ед.
хранения оригиналов. Что касается кинодокументов – это более
800 тыс. метров кинопленки – кадры горьких потерь и поражений,
радостных побед, великих сражений под Москвой и Сталинградом, на
Курской дуге, освобождении стран Восточной Европы от фашизма,
битва за взятие Берлина, - страшные кадры войны, сохранённые
архивистами для потомков.
Вместе с частями Красной Армии прошли по нелегким фронтовым
дорогам кинооператоры-документалисты. Съемку вели 258 фронтовых
оператора и каждый пятый их них погиб. Это их трудом, мужеством
и талантом была создана военная кинохроника, те бесценные кадры,
которые легли в основу многих документальных фильмов. Механическая
кинокамера весила 3,5 кг; ее завода хватало на полминуты. Камера
вмещала в себя 30 метров пленки – это 1 минута экранного времени.
В руках оператора, во всех его карманах находились коробки с
кинопленкой. И в боевых условиях перезаряжать кинокамеру и заводить
постоянно в любых погодных условиях стоило неимоверного труда! У нас
есть возможность взглянуть в лица фронтовых кинооператоров
(и это донесла до нас беспристрастная кинохроника!) - это те,
благодаря кому мы можем теперь видеть «живую» историю, тех страшных
лет. (Диск об операторах около 2-х мин.)
Особое место в кинофотодокументах о ВОВ занимают документы,
посвященные подписанию Акта о безоговорочной капитуляции германских
вооруженных сил 8-9 мая 1945 г. С утра 8 мая в Берлин начали прибывать
корреспонденты всех крупнейших газет и журналов мира. Чтобы запечатлеть
исторический момент юридического оформления полного поражения фашистской
Германии. В середине дня на аэродром Темпельгоф прибыли представители
Верховного командования союзных войск. Верховное командование экспедиционных
сил союзников представляли: заместитель Эйзенхауэра главный маршал авиации
Великобритании Артур Уильям Теддер, вооруженных сил США – командующий
стратегическими вооруженными силами генерал Карл Спаатс, вооруженных
сил Франции – главнокомандующий армией генерал Жан-Мари Габриэль де
Латтр де Тассиньи. С аэродрома союзники прибыли в Карлсхорст, где было
решено принять от немецкого командования безоговорочную капитуляцию.
На тот же аэродром из города Фленсбурга прибыли под охраной английских
офицеров бывший начальник штаба верховного главнокомандования вермахта
генерал-фельдмаршал Вильгельм Кейтель, главнокомандующий военно-морскими
силами генерал-адмирал флота Г. Фон Фридебург и генерал-полковник
авиации Ганс Штрумпф.
Именно здесь, в Карлсхорсте, восточной части Берлина, в здании бывшей
столовой военно-инженерного училища подготовили зал, где должна была
состояться церемония подписания Акта о капитуляции. Вскоре все
представители командования союзных войск прибыли к заместителю Верховного
Главнокомандующего Вооруженными силами СССР маршалу Советского
Союза Г.К. Жукову, чтобы договориться по процедурным вопросам. Кейтель
и его спутники находились в другом здании.
Ровно в 24 часа Жуков, Теддер, Спаатс и де Латтр де Тассиньи вошли
в зал, украшенный флагами Советского Союза, США, Великобритании и
Франции. В зале присутствовали советские генералы, войска которых
участвовали в легендарном штурме Берлина, а также советские и иностранные журналисты.
Церемонию подписания Акта о безоговорочной капитуляции открыл маршал
Жуков. Он приветствовал представителей союзных армий. «Мы, представители
Верховного главнокомандования Советских вооруженных сил и Верховного
командования союзных войск… уполномочены правительствами антигитлеровской
коалиции принять безоговорочную капитуляцию Германии от немецкого
военного командования»- торжественно произнес он. Затем в зал вошли
представители Верховного командования Германии. По предложению
Советского представителя Кейтель передал главам союзных делегаций
документ, которым Денниц уполномочил германскую делегацию подписать
Акт о капитуляции. Затем, немецкой делегации был задан вопрос, имеет
ли она на руках Акт о безоговорочной капитуляции и изучила ли она его.
Вопрос на английском языке повторил маршал Теддер. После утверждающего
ответа Кейтеля представители германских вооруженных сил по знаку маршала
Жукова подписали Акт, составленный в 9-ти экземплярах.
В 0 часов 43 мин. (по московскому времени) 9 мая (в 22 часа 43 мин.
по центральноевропейскому времени 8 мая) 1945 года подписание Акта о
капитуляции германских вооруженных сил было закончено. Немецкой делегации
было предложено покинуть зал. Кейтель, фон Фридебург и Штумпф поклонились
и вышли из зала.
От имени Советского Верховного главнокомандования маршал Жуков поздравил
всех присутствующих с долгожданной Победой.
Один из фронтовых операторов, возглавлявших киногруппу,
которая производила съемку подписания Акта о капитуляции Юлий
Райзман, вспоминает: «Выход немцев был декоративен. Это был последний
«спектакль» гитлеровцев. Кейтель был весь отутюжен. Не человек,
а движущаяся статуя. В его руках маршальский жезл… Улыбка на мертвом
лице… Дымящий ненавистью и презрением ястребиный профиль генерал-полковника
Штумпфа. Полные достоинства и сдерживаемого торжества лица союзников на
фоне государственных флагов СССР, США, Великобритании, Франции над длинными
столами победителей».
Чтобы попасть на съемку этого события, Райзману пришлось получать
разрешения у самого маршала Жукова, в котором режиссеру сначала было
отказано. Потому что в эти минуты в зале работали тридцать операторов
с камерами. «На следующий день, 9 мая, в 4 часа вечера с отснятой за
последние дни пленкой на специальном самолете Райзман вылетел в Москву.
Благодаря самоотверженной работе кинооператоров у нас есть возможность
увидеть и это событие спустя 65 лет после его свершения.
Невозможно не упомянуть о фотографах, снимавших подписание Акта о
капитуляции. Это Темин, Тиханов, Рюмкин, Капустянский, Редькин, Кислов и
др. Работы именно этих фотокорреспондентов хотелось бы
продемонстрировать сегодня в стенах этого музея.
Так как наш архив хранит аудиовизуальные документы,
хотелось бы больше показать кино и фотоматериалов. И представляется
особенно важным увидеть жизнь Берлина и его жителей в те майские дни
1945 года. Потому что жизнь, в любом случае, продолжается, даже в самых,
казалось бы, невыносимых условиях.
|