Справочная информация
Прейскурант цен
на изготовление копий:
Контактная информация Об архиве Разное
 
 

Научно-практическая деятельность архива


Начальник отдела научно-справочного аппарата РГАКФД Серегина Инна Игоревна


ОБНОВЛЕНЧЕСКИЙ РАСКОЛ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В КИНОФОТОДОКУМЕНТАХ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА КИНОФОТОДОКУМЕНТОВ



В 1922 году начался один из самых трагических для Русской Православной Церкви этапов и самый запутанный в истории отношений власти и Церкви.

Перед началом новой антирелигиозной кампании власти провели реорганизацию занимающихся борьбой с Церковью структур. Все они были преобразованы по партийной линии. Ещё в августе 1921 года начал действовать отдел пропаганды и агитации ЦК РКП (б), 12 ноября 1921 года - Главный политико-просветительский комитет во главе с Н.К. Крупской. При губкомах проводились антирелигиозные семинары для подготовки квалифицированных специалистов. С 1922 года главным органом власти, непосредственно занимающимся Церковью, стал VI “церковный” отдел секретного отдела Государственного Политического Управления (ГПУ). С 1922 по 1939 год бессменным главой VI отдела был Евгений Александрович Тучков (1892-1957), осуществлявший непосредственное руководство гонениями. В глазах сталкивавшихся с ним православных христиан, он являлся поистине демонической личностью. Интересно, что это был выходец из крестьян, бесспорно, очень умный и хитрый человек, умевший запугивать людей и принуждать их к сотрудничеству. В том же 1922 году была создана АРК - Антирелигиозная комиссия, осуществлявшая контроль со стороны ЦК над деятельностью ГПУ. С осени 1922 года её секретарём стал тот же Тучков; в ней состояли такие важные лица как, например, В.Р. Менжинский (заместитель главы ГПУ Ф.Э.Дзержинского) и заместитель наркома юстиции П.А. Красиков. Однако главная роль в борьбе с Церковью возлагалась на ГПУ. Таким образом, государство создало мощную и эффективную машину для борьбы с Церковью.

Одновременно с кампанией по изъятию церковных ценностей была задумана ещё одна акция против Русской Православной Церкви – использование обновленческого движения для раскола Церкви изнутри. «Впервые программа этого радикально-реформаторского направления в Церкви прозвучала в 1905 году» [13, c.64] – в обращении «группы 32-х с.-петербургских священников» к митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Антонию (в миру Вадковскому Александру Васильевичу), корни же её лежат в начале 1860-х гг., когда антимонашеские настроения в церковных кругах породили надежду на реформу Русской Православной Церкви, а вместе с ними и волну дискуссий по этому поводу. Следует отметить, что проблема реформирования в быстро меняющемся мире всегда остро стояла и стоит в Русской Православной Церкви, которая часто не успевает своевременно отреагировать на кардинальную перемену обстановки. Необходимость изменений признавало еще дореволюционное священноначалие, их начал осуществлять, но не завершил Поместный Собор 1917-1918 годов. Поэтому многие достойные люди первоначально достаточно лояльно относились к обновленцам, надеясь, что они смогут решить наболевшие церковные проблемы» [3, гл.2.3].

Всю первую половину 1922 года под руководством Политбюро ГПУ готовился церковный переворот. Главным разработчиком программы уничтожения Церкви с помощью раскольников был Лев Давидович Троцкий.

В марте-апреле 1922 года властями была проведена основная работа по вербовке будущих обновленцев.

Вот как говорит о них историк Церкви, бывший обновленец А.Э.Левитин-Краснов: «первая, самая многочисленная группа – обыкновенные русские священники, случайно попавшие в этой сутолоке, которая происходила в церкви… Вторые – прохвосты, присоединившиеся к обновленчеству в погоне за быстрой карьерой, спешившие воспользоваться «свободой нравов», дозволенной обновленцам. Почти все они были агентами ГПУ. Третьи – идейные модернисты, искренне стремившиеся к обновлению церкви. Эти жили впроголодь, ютились в захудалых приходах, теснимые властями, своим духовным начальством и непризнанные народом. Они почти все кончили в лагерях. Четвертые – идеологи обновленчества. Блестящие, талантливые, честолюбивые люди, выплывшие на гребне революционной волны (так называемые церковные Бонапарты)» [8, с.118].

24 марта 1922 года группа священников во главе с Александром Ивановичем Введенским, Александром Ивановичем Боярским и Владимиром Дмитриевичем Красницким опубликовала свой первый программный документ.

Затем обновленцы уже открыто стали обвинять Патриарха и верное ему духовенство в контрреволюционной деятельности и отказе помочь голодающим, что якобы и вызвало их возмущение. Вся эта клевета печаталась в центральной советской прессе, что было обусловлено прямым приказом Политбюро: всемерно освещать деятельность обновленцев с положительной точки зрения, в том числе и средствами кинематографа.

Для облегчения церковного переворота начались репрессии против духовенства и Патриарха Московского и всея Руси Тихона.

В мае 1922 года группа обновленцев (в их числе были А.И. Введенский и А.И. Боярский) три раза обращалась к арестованному Патриарху с требованием передачи церковной власти.

Прекрасно понимая с кем имеет дело, Патриарх Тихон 18 мая подписал документ о разрешении обновленцам временно вести патриаршую канцелярию до прибытия Ярославского митрополита Агафангела (Преображенског) [3, гл.2]. Но посланники ГПУ совершенно беззастенчиво и беззаконно объявили себя полноправными членами Высшего Церковного Управления (ВЦУ), во главе которого поставили епископа Антонина (в миру Грановский Александр Андреевич). Епископ Антонин до 1917 года занимался административно-педагогической деятельностью, не всегда успешно из-за крайне тяжелого характера и экстравагантного поведения, а с января 1917 г., живя на покое, стал вводить в богослужение произвольные изменения.

На следующий день (19 мая) Патриарха выдворили из Троицкого подворья в Донской монастырь со строжайшей охраной и полной изоляцией от внешнего мира, где в маленькой квартирке над монастырскими воротами ему предстояло пробыть ровно год. А на Троицком подворье в тот же день разместилось самозваное ВЦУ [14, ч.1].

16 июня 1922 года митрополит Сергий (в миру Страгородский Иван Николаевич), епископы Евдоким (в миру Мещерский Василий Иванович) и Серафим (в миру Мещеряков Яков Михайлович) под давлением властей поддержали самозванное ВЦУ.

На фоне этих событий 6 августа 1922 года в Москве открылся, так долго готовившийся ГПУ, «Всероссийский съезд белого духовенства «Живая церковь».

В Российском государственном архиве кинофотодокументов (РГАКФД) хранятся три кинодокумента со съёмками данного события.

В первом сюжете «Киноправды № 9» от 25 августа 1922 года (архивный номер 1-727) съемки снабжены титрами. Первый титр с НДП: «СЪЕЗД «ЖИВОЙ ЦЕРКВИ» ОТКРЫЛСЯ 6-ГО АВГУСТА 1922 ГОДА» соответствует действительности. Согласно опубликованным документам открытие съезда проходило в Третьем Доме Советов на Садово-Каретной улице, бывшем здании Московской духовной семинарии.

Присутствовало около 200 делегатов. Гостями на съезде были архимандрит Иаков от Константинопольского патриархата и архимандрит Павел от Александрийского патриархата; сняты их крупные планы. Был избран президиум во главе с лидером московской организации «Живая церковь» В.Д. Красницким. Карьера бывшего протоиерея в это время достигла своей наивысшей точки. Родился он в 1880 году в семье служащего на Украине, окончил Санкт-Петербургскую духовную академию и до 1922 года не имел никакого отношения к обновленческому движению. Однако благодаря своим организаторским способностям и непорядочному поведению, очень быстро стал обновленческим лидером.

На сегодняшний день удалось атрибутировать присутствующих в съёмке В.Д. Красницкого, епископов Антонина (Грановского), Евдокима (Мещерского), Виталия (в миру Владимира Федоровича Введенского), епископа Методистской церкви Эдгара Блэйка, священников Иоанна Альбинского и Павла Николаевича Красотина. Возможно, присутствует в съемке профессор Одесского института народного хозяйства Александр Иванович Покровский.

В сюжете «Киноправды» запечатлены не только события 6 августа. Согласно данным письменных источников, на первом заседании В.Д. Красницкий потребовал удаления всех монахов во главе с епископом Антонином, что и было сделано. В последующие дни, в отличие от других епископов, Антонин на съезде не присутствовал. В сюжете «Киноправды» сняты два совершенно разных состава президиума – и только один с участием Антонина.

Дважды в архивных документах фигурируют съемки организационного заседания съезда: в кинолетописях 1-2018 и 1-11976. В застекленной галерее за круглым столом сидят шесть представителей духовенства, сняты их крупные планы. Точно удалось атрибутировать только В.Д. Красницкого и П.Н. Красотина. С большой долей вероятности можно сказать, что самый пожилой участник съемки – священник Иоанн Альбинский. Только он в 1922 году достиг преклонного возраста, остальным лидерам обновленчества на момент съёмки не было и 50 лет. И. Альбинский был идейным врагом монашества, являлся одним из основателей группы «Живая церковь».

В кадре представители духовенства ставят подписи на документе. Данные съемки с уверенностью можно датировать летом 1922 годом. В пользу этой даты говорит тот факт, что в кадре нет Александра Введенского. В это время он лечился после ранения (у него были выбиты зубы), полученного в первый день «Суда над князьями Церкви» в Петрограде. А.Введенский должен был выступить на данном судилище в качестве главного обвинителя, но был ранен женщиной, бросившей в него камень. Поэтому на съезде 1922 года его не было. Напротив, Павел Красотин уклонился в раскол только летом 1922 года. Возможно, что это съёмки подготовительного совещания из священников-«живоцерковников», готовивших повестку дня 3 августа 1922 года.

Несомненно, присутствуют здесь еще два лидера обновленчества: священники Сергей Владимирович Калиновский и Евгений Христофорович Белков. Но на сегодняшний день не удалось найти не только их фотоизображений, но и описания внешности.

16 августа после молебна в Успенском соборе Московского Кремля В.Д. Красницкий был провозглашен «первым протопресвитером «Живой церкви».

Съезд избрал новое ВЦУ, в котором только Антонин (Грановский) не был членом «Живой церкви»; ему дали титул «митрополита Московского и всея Руси».

Деятельность обновленцев получала достаточно положительный отклик в советской прессе, охотно печатавшей клевету обновленцев на «тихоновцев». Этим же объясняется присутствие кинооператоров на съезде.

Помимо съемок заседания «живоцерковников» в данные кинолетописи вошли съемки лидера обновленцев - епископа Антонина (Грановского). Это также съемки 1922 года. Именно в 1922 году власть делала ставку на Антонина, как самого авторитетного из раскольников. В одном из планов он выходит из ворот в окружении верующих. В другом плане, он проходит по территории с церковной постройкой и позирует кинооператору, в третьем плане он позирует в сопровождении двух мужчин в штатской одежде. Для атрибутирования этих незначительных, по большому счету кадров, пришлось изучить огромное количество фотодокументов старой Москвы, съездить на возможные места съемок. И все равно, остались сомнения. В окружении верующих Антонин может выходить из Заиконоспасского монастыря, где он проводил самочинные богослужения. Два других фрагмента, скорее всего, были сняты на территории Богоявленского монастыря, где Антонин проживал, и от которого сейчас осталась только церковь. Антонин в кинодокументах РГАКФД, вообще, запечатлен больше других обновленческих лидеров; сюда следует добавить и съемки изъятия церковных ценностей (архивный номер 1-33809).

С лета 1922 по весну 1923 гг. происходит захват обновленцами церковной власти в столице и провинции. В то же время происходят расколы и создаются отдельные секты в самой обновленческой среде.

Обновленческий раскол распространился на Грузию и Украину. Там обновленцы добивались автокефалии, хотя крайние реформаторы еще в годы Гражданской войны отделились от Русской Православной Церкви.

Окончательный разгром «тихоновщины» планировалось провести на «поместном соборе», который открылся в Москве 29 апреля 1923 года. Этот собор получил название «Первый обновленческий» или «лжесобор», а в официальной советской печати он именовался «Вторым поместным Всероссийским собором».

На собор приехало около 500 делегатов (476), в числе которых было множество женатых архиереев. Председателем собора был выбран женатый «митрополит» Петр (Блинов). Это стало вершиной его обновленческой деятельности. У обновленцев он носил титулы «митрополит всея Сибири» и «председатель сибирской церкви». Участники собора открыто вознесли хвалы революции, которую они величали «христианским творением», и советскому правительству, бывшему, по их словам, первым правительством в мире, пытающимся осуществить «идеалы Царства Божия», а также Ленину, который «должен быть дорог и для церковных людей».

Затем Патриарх Тихон, находящийся под арестом, был заочно осужден и лишен не только сана, но даже и монашества. Отныне он назывался «мирянином Василием Белавиным». После этого было отменено и само патриаршество, а его восстановление названо контрреволюционным деянием.

Лжесобор выработал резолюции, узаконившие противоканонические реформы ВЦУ: о закрытии монастырей, о белом брачном епископате и второбрачии духовенства; о фальсификации нетленности мощей, об отлучении от церкви всех членов Карловацкого собора, о переходе на григорианский стиль. Собор заявил о том, что советская власть не является гонителем церкви и объявил анафемствование советской власти не имеющим никакой силы. А лжемитрополит Виссарион предложил даже всем членам собора вступить в коммунистическую партию [4, кн.1].

Съемки, хранящиеся у нас за №№ 1-1706 и 1-2018 запечатлели рабочие заседания собора в Третьем Доме Советов. Кинолетопись 1-1706 имела название «Заседание поместного собора в Москве» и была датирована 1900-1930 годами, что, конечно, не соответствовало действительности. Поместный Собор Русской Православной Церкви проходил в 1917-18 годах и, к сожалению, в нашем архиве не удалось найти ни одной съемки данного события.

На сегодняшний день удалось атрибутировать присутствующих в съёмке «митрополита Московского и всея Руси» Антонина (Грановского), «епископа Крутицкого» Александра (Введенского), «митрополита Томского и всея Сибири» Петра (Блинова), «первого протопресвитера всея Руси» Владимира (Красницкого), протоиерея Александра (Боярского), историка церкви Василия Захаровича Белоликова. Следует отметить, что родной брат В.З.Белоликова - епископ Пимен в 2000 году причислен РПЦ к лику святых. Присутствуют в съемке и бывший обер-прокурор Священного Синода Владимир Николаевич Львов, в июле 1922 года вернувшийся из эмиграции с разрешения Политбюро ЦК РКП (б), а так же профессор Харьковского университета Иоанн Иоаннович Филевский, «митрополит» Тихон (в миру Василевский Николай), священник Павел Красотин. С большой долей вероятности можно утверждать, что в президиуме присутствуют «архиепископ» Иоанн (Альбинский) и профессор Одесского института народного хозяйства Александр Иванович Покровский.

Хранятся в архиве и три фотографии данного события.

На первой фотографии (арх. № 3-4054), запечатлены (слева направо) В.Д. Красницкий, Петр (Блинов) и епископ Антонин в кулуарах собора за беседой.

На второй фотографии (арх. № 3-4053) – члены президиума.

На третьей фотографии (арх. № 3-4066) делегаты в зале. Каталожные карточки для традиционного каталога составлялись в 1938 году, на них была указана дата события и три лидера обновленчества с новыми титулами – «Московский митрополит» Антонин, «митрополит Сибири» Петр, «протопресвитер» Красницкий. В 1990-е годы рукой главного специалиста отдела научно-справочного аппарата Ирины Вячеславовны Князьковой в карточки были внесены уточнения: фамилии Грановский и Блинов.

На четвертой фотографии (арх. № 2-8478), имеющее прямое отношение к лжесобору, хотелось бы остановиться отдельно. Перед нами группа священнослужителей, сидящие в центре – в епископском облачении. На каталожной карточке было указано, что это «заседание высшего духовного органа – Синода». Опять же, рукой И.В. Князьковой было подписано: «обновленческого Синода; среди присутствующих – митрополит А.Введенский». Дата при составлении карточки не была указана. Но двумя разными подчерками подписано: «начало 1920-х» и «Москва 1937». Скорее всего, что это съёмки того же 1923 года. В пользу этой даты говорят несколько фактов. Во-первых, присутствующие на фото – А.И. Введенский (сидит третий слева), Иоанн Альбинский (сидит второй слева) и Павел Красотин (сидит первый справа) выглядят совершенно так же как в вышеуказанных кинодокументах за 1922-23 годы. Во-вторых, на фотографии присутствуют два иерарха, уклонившиеся в раскол: архиепископы (в расколе митрополиты) Серафим Мещеряков (сидит второй справа) и Вениамин Муратовский (сидит четвертый справа). То, что они уже в сане митрополитов подтверждает наличие креста на их клобуках. До 1987 года только Патриарх и митрополиты имели право носить крест на головном уборе. Серафим получил титул лжемирополита в 1922 году, Вениамин Муратовский - 6 сентября 1923 года. Обновленческий Синод был создан в августе 1923 года. Известно также, что после лжесобора 1923 года иерархи разъехались по епархиям. Уже осенью 1924 года Серафим Мещеряков вышел из раскола, а в 1933 году был расстрелян. Остальных присутствующих на фотографии атрибутировать пока не удалось.

После Собора 1923 года обновленчество старается жить сравнительно скромной жизнью.

В августе 1923 года обновленцы вместо ВЦУ создают свой Священный Синод, который просуществовал до 1935 года. Обновленческий митрополит Евдоким (Мещерский) был назначен главой Синода. С этого времени до весны 1924 года обновленцы пытаются вести переговоры с Патриархом Тихоном. Однако, в примирении не была заинтересована ни одна из противоборствующих сторон.

После освобождения Патриарха Тихона из-под ареста 25 июня 1923 года, один за другими приходы и епархии РПЦ стали возвращаться в лоно Церкви.

27 августа 1923 года, осознав свою ошибку, митрополит Сергий (Страгородский) оставляет обновленческий раскол, 11 сентября 1924 года епископ Серафим (Мещеряков) также приносит публичное покаяние Патриарху.

Закат обновленческого движения начался со смертью Патриарха Тихона (7 апреля 1925 года).

В октябре 1925 года прошел еще один лжесобор, получивший название «Третий Поместный Собор православной церкви на территории СССР». Несмотря на большую численность делегатов, он не коснулся ни одного из существенных вопросов религиозной реформы. О том, что он не имел никакого значения для власти говорит и факт отсутствия съемок данного события. В течение нескольких лет после собора число обновленческих приходов сократилось почти в три раза.

В 1927 г. Умер Антонин, так и не примирившись с Церковью. В том же 1927 г. – арестован и сослан в Томск бывший обер-прокурор Священного Синода В.Н.Львов; он умер в тюрьме в 1934 году.

В 1934 году начались массовые аресты обновленческого духовенства, закрытие обновленческих приходов. В 1934 году, так и не примирившись с Церковью, был расстрелян «митрополит Ивановский и Кинешемский» Александр (Боярский). Из его потомков выросла целая актерская династия, самым известным артистом стал его родной внук Михаил Боярский. В том же 1934 году порвал с обновленчеством историк В.З. Белоликов.

С 1935 года управление остатками обновленческих приходов сосредоточил в своих руках «первоиерарх» Виталий (Введенский), в 1941 году его сменил «митрополит» Александр Введенский.

В 1935 году умер в нищете в Москве лжемитрополит Евдоким (Мещерский), в 1936-м - от воспаления легких Владимир Красницкий, последние пять лет своей жизни служивший священником на ленинградском Серафимовском кладбище. В 1938 году был расстрелян «митрополит всея Сибири» Петр (Блинов).

Пытаясь избежать ареста и гибели, многие обновленцы пошли на открытое отречение от Христа. Самым громким было отречение обновленческого митрополита Ленинградского Николая Платонова, который стал сотрудником Музея истории религии и атеизма.

В 1944 году принес покаяние и был принят в лоно РПЦ Виталий (Введенский).

Узнав об избрании Сергия (Страгородского) Патриархом в 1943 году, Александр Введенский - «первоиерарх Православных Церквей в СССР» с титулом «святейший и блаженнейший великий господин и отец» - попытался выдвинуть ряд проектов объединения со старообрядцами, с католиками или даже образования особой секты. Не найдя поддержки и в лице нового Патриарха Алексия (Симанского), «первоиерарх» умер в 1946 году от паралича. У его гроба, в храме Пимена Великого в Новых Воротниках, рядом с тремя женами стояла Александра Коллонтай. Через три месяца после смерти Введенского этот храм - последний оплот обновленчества - был передан РПЦ. Эта дата и считается условным концом обновленческого раскола [14, примечания].

Несмотря на попытку властей раскола Церкви изнутри, Русская Православная Церковь смогла сохранить свои организационные структуры, не была уничтожена полностью, и, пройдя через различные испытания, только усилилась духовно. К числу причин поражения обновленческого движения можно отнести такие, как раскол внутри движения, междоусобица между обновленческими группами, борьба лидеров движения за власть и самую главную, связанную с неприятием движения верующими: "чересчур быстрый темп в осуществлении перестройки православия, крутая ломка традиций, не сообразующийся с характером массового религиозного сознания" [10, с.45].

А обновленчество, полностью себя дискредитировавшее и отторгнутое в начале ХХ века большинством церковного народа, вспыхнуло с новой силой в наше время. Это и последователи иудео-христианского учения Александра Меня, и последователи проповедника «Сретенского общества» Георгия Кочеткова. То, что сейчас происходит на Украине, зашло далеко за рамки и обновленчества и неообновленчества.

Поэтому сегодня так важно, сохраняя в памяти события не столь далекого прошлого, предотвратить возникающую опасность нового обновленческого раскола, сохранить единство Церкви и чистоту Православия.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти (1917-1943) / сост. М.Е.Губонин. - М.: ПСТБИ,1994.-1063 с.
  2. ВКП (б) в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1935). - М.: Партиздат ЦКВКП(б), 1936. – Т. 2. – 694 с.
  3. Губкин О. Русская Православная Церковь под игом богоборческой власти в период с 1917 по 1941 годы // Кандидатская диссертация по кафедре церковно-исторических дисциплин С.-Пб. духовной семинарии [Электронный ресурс]. URL: http://sir35.narod.ru (дата обращения: 15.03.2007).
  4. Деяния Собора 1923 г. // Политбюро и церковь. Книга первая. Исторические материалы [Электронный ресурс]. URL : mail@istmat.info (дата обращения: 4.10.2014).
  5. Иеромонах Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия / Дамаскин. – Тверь.: Булат, 1992. - Кн.1. – 238 с.
  6. Иеромонах Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и Подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия / Дамаскин. – Тверь.: Булат, 1996. - Кн.2. - 527 с.
  7. Кашеваров А.П. Государство и церковь: из истории взаимоотношений Советской власти и РПЦ, 1917-1945 гг. СПб, 1995. С.69-80.
  8. Краснов-Левитин А.Э. Лихие годы.1925-1949. Воспоминания. – Paris, 1977. - С.380.
  9. Кривова Н.А. Власть и церковь в 1922-1925 гг. / Н.А.Кривова. - М.: АИРО-ХХ, 1997. - 248 с.
  10. Курочкин П.К. Социальная позиция русского православия / П.К.Курочкин. - М.: Знание,1969. - 45 с.
  11. Основные правила работы государственных архивов с кинофотофонодокументами / сост. В.М.Магидов, Л.А.Кобелькова, Е.П.Тараканова. Главархив СССР, ВНИИДАД. - М., 1980. – 166 с.
  12. «Подвергнуть аресту и привлечь к судебной ответственности: ВЧК-ГПУ и патриарх Тихон: 1917-1925 гг. / публ. М.И.Одинцова // Исторический архив. – М.: Б. и., 1997. - № 5-6.
  13. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в ХХ веке / Д.В.Поспеловский. - М.: Республика, 1995. - 511 с.
  14. Суздальцева Т. Из истории борьбы с обновленчеством. Архивные документы. Ч. 1-3 // Православие [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravoslavie.ru (дата обращения: 12.03.2012).
  15. Цыпин В., протоиерей. История Русской церкви. 1917–1997 / В.Цыпин. — М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. — 831 с.
  16. Шкаровский М.В. Петербургская епархия в годы гонений и утрат. 1917-1945 / М.В.Шкаровский. - СПб. : Лики России, 1995. – 206 с.