Заместитель директора Российского государственного архива кинофотодокументов Моисеева Римма Максимовна
«Хранилище аудиовизуальных документов как образовательный ресурс»
Уважаемые коллеги!
Благодарю за возможность выступления перед уважаемой аудиторией. Я представляю здесь Российский государственный архив кинофотодокументов, особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации. Несколько слов о нашем архиве. Российский государственный архив кинофотодокументов был образован в 1926 году. Это старейший и крупнейший в мире государственный архив аудиовизуальных документов. Указом Президента Российской Федерации № 65-р от 2 апреля 1997 года архив включён в свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
В архиве хранят произведения таких признанных мастеров фотографии, как С.Левицкий, Г.Деньер, К.Булла, П.Оцуп, А. Шайхет, М.Альперт, Д.Бальтерманц и другие, а также выдающихся кинодокументалистов, признанных классиков мировой кинематографии: Д.Вертова, Р.Кармена, М.Ромма, В.Ерофеева, А.Медведкина, И.Копалина и др.
РГАКФД занимается собиранием, хранением, реставрацией, научной обработкой и использованием кинофотовидеодокументов.
В фонде РГАКФД – более 44 000 наименований кинодокументов за 1896-2013 годы; это советские и российские немые и звуковые хроникально-документальные фильмы, киножурналы, отдельные киносюжеты. Самая ранняя киносъёмка, хранящаяся в архиве, произведена во время коронации императора Николая 2 в Москве в 1896 году.
Собрание фотодокументов архива насчитывает более 1 000 000 единиц хранения за 1850-2013 годы.
С 1992 года архив комплектуется видеодокументами, их количество составляет более 14 000 единиц хранения за 1990-2014 годы.
В документах РГАКФД запечатлены важнейшие события российской и мировой истории второй половины 19 – 20 –начала 21 веков.
Теперь хотелось бы рассказать, как мы используем это национальное богатство в образовательных целях и в целях патриотического воспитания.
Наш архив очень востребован. Ежедневно у нас работают представители различных телекомпаний российских и зарубежных, кинематографисты, историки, студенты, аспиранты, маститые учёные, представители органов государственной власти и государственного управления. Очень много запросов принимается и по электронной почте.
Все описания наших кино-и видеодокументов с учётными номерами внесены в электронные базы данных. Эти базы размещены в интернете на нашем сайте. Что касается фотодокументов, то они также размещены в базеданных на нашем сайте с изображениями в низком разрешении, но не все, а около трети фонда. Это связано с большим объёмом фотодокументов в собрании РГАКФД. Ежедневно каталог пополняется, но мы ещё не можем осилить введение в базу данных всего фото.
Наш архив открыт для всех пользователей информации. У нас нет так называемого спецхрана, РГАКФД считается самым открытым архивом Европы.
Для информирования общества и демонстрации наших документов мы используем экскурсии, несмотря на то, что в нашем штатном расписании даже не предусмотрена должность экскурсовода. Все экскурсии мы проводим бесплатно. Это наша принципиальная позиция. Мы считаем, что наши документы, являющиеся национальным достоянием, являются серьёзным образовательным ресурсом. Наши экскурсии очень популярны. В настоящее время идёт запись на сентябрь-октябрь. При проведении экскурсий мы обязательно учитываем возрастной и социальный состав наших посетителей. В зависимости от этого и формируются экскурсионные программы. Самые маленькие наши посетители – это второклассники. Просятся и детские сады, но мы пока им отказываем. Верхняя планка возраста отсутствует. Ежегодно нас посещает более 2000 экскурсантов. Такая достаточно скромная цифра объясняется тем, что наш кинозал вмещает одномоментно не более 45 человек. И экскурсии не являются плановой работой в соответствии с «дорожной картой». Но в этом году мы начинаем строительство нового здания, которое построим к 2018 году, там будет кинозал на 200 мест, поэтому мы значительно увеличим число посетителей.
К нам на экскурсии приходят школьники, дети изпсихолого-медико-социальных центров, учащиеся вечерних школ, учащиеся православных и воскресных школ, колледжи, студенты высших учебных заведений, не только Москвы, но и близлежащих городов: Твери, Владимира, Тулы, Ярославля и других. Конечно, нас посещают и взрослые: представители посольств, МВД, следственного комитета, судебные приставы, МЧС, представители учреждений, в т.ч. медицинских, ветеранские организации и т.д. СМИ и пресс-служб, сотрудники музеев, общественных организаций.
В архиве для показов есть специальные тематические программы, рассчитанные на разную аудиторию. Например, в связи со столетием начала Первой Мировой войны, для оперативного показа были отобраны соответствующие фильмы:
- «До войны я был маленький», реж. Д.Федорин; 2012
- «Русский фронт», реж.В. Беляков; 1994
- «Гибель империи»И.Войтенко, 1998
- «Рождество в окопах», 1915, Я.Протазанов
Составлены тематические кинопрограммы по истории Великой Отечественной войны (в зависимости от возраста экскурсантов).
- док. Ф-м. «Девочка из блокадного Ленинграда» о Тане Савичевой; 1985, И.Гутман;
- «Знамя Победы над Берлином водружено»;1945, Ю.Рейзман;
- «Фотолюбитель» - (фильм, рассказывающий о фашизме); 2010, И.Гедрович;
- «Детство среди войны»;
- «Война и культура»;
- «Война и наука»;
- «Повесть о наших детях»; 1945, Ованесова;
- «Если дорог тебе твой дом»; 1967, В.Ордынский, Л.Инденбом
- «Кинодокументы военных лет, 1941-1945 гг.»
- «Парад Победы», цв., восстановленный; 1945, И.Винжер, Н.Соловьёв, И.Посельский.
К датам великих битв подготовлены отдельные программы:
- «Парад на Красной площади в ноябре 1941 г.»
- «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой»;
- «Великая битва на Волге» (Сталинградская битва);
- «Советская Армия. Победоносный Сталинград»;
- «Подвиг Ленинграда».
Ежегодно в РГАКФД проводятся торжественные мероприятия вручения паспортов юным гражданам Красногорска, в рамках программы демонстрируется хроника и фотодокументы по истории Великой Отечественной войны. Читаем, Что подобные мероприятия также являются одним из факторов патриотического воспитания.
Активно сотрудничаем с телевидением. Не только предоставляем кинофильмы, но даже создаём телепередачи. Передача многосерийная про архив «Запечатлённое время» собирает большую аудиторию, а наших сотрудников, занятых в этой передаче даже стали узнавать в лицо.
Иногда, по приглашениям, проводим выездные экскурсии с показом кинопрограмм в школах. Такие мероприятия тоже проходят с неизменным успехом.
Вообще хочу отметить, что в настоящее время появилась опасная тенденция в музейном деле. Музеи Европы антифашистской направленности, такие, например, как бывшие концентрационные лагеря, принимают новые концепции выставочной деятельности. Из экспозиций убираются подлинные экспонаты и заменяются на фотокопии. Это делается для того, чтобы не травмировать психику посетителей. Моё же глубокое убеждение состоит в том, что эмоциональное воздействие подлинных экспонатов велико и должно способствовать тому, чтобы идеи фашизма не могли возродиться вновь. Интересно, что и в России, несмотря на прикладываемые усилия, эти идеи также находят отклик среди определённой части молодёжи. Поэтому мне представляется, что пришло как раз время предоставлять документы, показывать фильмы, демонстрирующие ужасы фашизма. Нужно не бояться говорить о страшном. Конечно, показывать это детям нужно, начиная с 12 лет. Здесь находятся педагоги, хотелось бы услышать профессиональное мнение о воздйствии «страшного» кино на детскую психику. А я хочу привести ещё 2 примера.
В контексте сохранения исторической памяти хочется упомянуть одну из современных работ - документальный фильм 2013 года российского режиссёра Мумина Шакирова, который называется «Холокост – клей для обоев?», и посвящён двум молодым девочкам-близнецам-студенткам, ответившим на вопрос: «Что такое Холокост?» - «Клей для обоев». Мумин нашёл средства и поехал с девочками в Польшу, в Освенцим, и снял эту поездку на камеру.
Перед нами проходит картина внезапного взросления двух девочек, посетивших Освенцим, осознания ими ужасов фашизма, реакции на музейную экспозицию и т.д. Мы, зрители, понимаем, что это славные девочки, восприимчивые, не чёрствые, просто безграмотные, «белый лист», на котором можно написать всё, что угодно. Страшно, что таких детей много. Кстати, фильм демонстрировался на многих международных фестивалях, в том числе, на международном кинофестивале документального кино «Флаэртиана» в Перми. В зале было много зрителей, в том числе, студентов. Режиссёр спросил, кто знал до этого фильма, что такое Холокост. И все честно сказали, что не знали, что обозначает это слово, хотя слышали о массовом уничтожении евреев нацистами. На мой взгляд, фильм очень наглядно демонстрирует проблемы воспитания подрастающего поколения, сохранения этим поколением исторической памяти.
А вот ещё один пример. К нам на экскурсию пришёл 6-й класс, физико-математический. В классе 20 мальчиков, 4 девочки. Смотрели фильм А.Осипова «Etcetera…». Фильм пацифистской направленности, о вреде всех войн, о том, что любая война губит человеческую душу, калечит в человеке всё человеческое.
Дети посмотрели фильм, а потом мы по традиции стали о нём беседовать. Мне было интересно, поняли ли 12-летние дети, основную идею фильма. Так вот, на вопрос, каким становится человек после того, как он убивает себе подобных, я услышала следующие ответы: «Он (человек) не сможет больше взглянуть в глаза своей матери», «Он не сможет общаться с Богом», «Он перестанет жить мечтой, для него не будет больше мечты», «Он равнодушно будет смотреть на звёзды». Я была шокирована. Я поняла, что мы недооцениваем наших детей, считая их почему-то маленькими, с примитивным суждением, не способными глубоко сопереживать. А они зачастую своим незамутнённым сознанием чувствуют глубже и чище, чем взрослые. Надо постараться, чтобы эту чистоту, непосредственность они сохраняли как можно дольше, а если при этом давать новые знания, может получиться очень не плохо.
В настоящее время осуществляется совместный проект РГАКФД с поисковым отрядом «Высота» имени Дмитрия Сячина в архиве планируется проведение совместных с поисковиками экскурсий с рассказом об экспонатах, где и как они были обнаружены и с демонстраций в кинозале кинопрограммы (экскурсия архива).
|