ИЗ ИСТОРИИ ИССЛЕДОВАНИЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕСТАВРАЦИИ РАННИХ КИНОДОКУМЕНТОВ ИЗ СОБРАНИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА КИНОФОТОДОКУМЕНТОВ.
Главный специалист отдела НАС РГАКФД Князькова Ирина Вячеславовна.
12 октября Российскому государственному архиву кинофотодокументов исполняется 87 лет. Это одно из самых крупных научно-исследовательских учреждений в мире, коллекция кинодокументов которого в настоящий момент насчитывает более 30 тысяч единиц учета.
Кроме собирания, хранения и описанием документов, составления к ним научно-справочного аппарата, важным направлений в деятельности архива является научно-техническая реставрация ранних киносъёмок. Эта работа специалистов архива позволяет дать новую жизнь старым кинолентам, восстановить их первоначальный монтаж, ввести в научный оборот те документы, которые долгое время считались утраченными. Чтобы понять значение и объём этих работ необходимо вспомнить историю формирования коллекции
В 1918-19-х годах советская власть провела национализацию частной кинопромышленности, но, вплоть до открытия в 1926 году первого хранилища кинодокументов, они оставались на складах кино-организаций. Отсутствие необходимых условий хранения для таких специализированных материалов как кинопленка привело к тому, что она стала покрываться плесенью, с ее основы отслаивалась и сползала разложившаяся эмульсия. В конце 20-х годов архивисты вынуждены были поврежденные браком фрагменты вырезать из плёнки и объединять в ролики совершенно разные по содержанию и принадлежности сохранившиеся куски плёнки.
Из-за острого дефицита кинопленки и ограниченных возможностей копирования съемок, кинорежиссеры в первые годы советской власти, монтируя свои новые фильмы, просто вырезали отобранные фрагменты из ранних материалов, нанося им непоправимый ущерб. Этим отличался даже такой известный режиссёр и оператор как Дзига Вертов, который размонтировал многие свои киножурналы «Кинонеделя» и включил их в картины «Годовщина революции» и «Наступление на Уфу». Надо сказать, что советские режиссеры в 1930-е и послевоенные годы продолжали применять этот метод. Изъятия производились даже из негативов, что привело к исчезновению ряда первоисточников. Так перестали существовать некоторые дореволюционные фильмы и фильмы первых лет Советской власти.
В первой половине 1930-х годов в нашем архиве началось частичное описание съемок и определение их технической годности для будущего копирования. Но, из-за отсутствия рабочих столов с киноэкранами, изучение их проводилось только с помощью лупы. После создания в конце 1955 года в архиве кино-лаборатории, началось плановое копирование кинодокументов, однако часть оригиналов, как негативов так и позитивов, хранилось до середины 60-х годов в единственном экземпляре и имели сильные механические повреждения. Не смонтированные негативы и позитивы (в т.ч. их неопознанные копии) имели разные учетные номера. В ряде кинодокументов отсутствовали заглавные титры, без которых невозможно было определить принадлежность кадров к конкретному выпуску или фильму. В некоторых кинодокументах к титрам отсутствовали съемки, а к съемкам – титры. В монтаже, отдельных хроник имелись посторонние киносъемки, не имеющие отношения к конкретному кинодокументу. Негативные планы того или иного фильма могли быть рассеяны по многим учётным номерам. В массе коробок отложились отдельные планы-дубли; наблюдалась разница полноты состава киносъемок в различных элементах комплекта одного и того же учетного номера.
В середине 60-х годов архив приступил к изучению и восстановлению первоначального монтажа - научно-технической реставрации кинодокументов Февральской и Октябрьской революций, и кинодокументов первых лет советской власти. Требовался тщательный анализ состава и содержания каждого элемента комплекта кинодокумента, с которым предстояло работать - это стало одним из основных научно-исследовательских направлений в деятельности архива на многие годы.
Прежде чем приступить к научной обработке кинодокументов, изучалась литература по истории документального кино, периодические киножурналы, издаваемые как до революции, так и после, а также разного рода справочники.
Что касается самих кинодокументов, то в первую очередь изучались внешние признаки негативов и позитивов: наличие в них склеек, фабричные марки плёнки и авторские пометки на ней, анализировалось графическое оформление титров. Всё это позволило вернуть в научный оборот ряд уникальных киносъёмок. Вот только один из примеров, когда изучение титров помогло разобраться с кинодокументом под общим названием «Похороны жертв Февральской революции в Петрограде и Москве 1917 года». Оказалось, что в данном ролике были искусственно объединены два не связанных между собой сюжета, а именно: события 1917 года, в Петрограде, непосредственно относящиеся к похоронам жертв Февральской революции на Марсовом поле, и события 1919 года в Москве, не имеющие отношения к похоронам.
Изучение титров, в частности титров с порядковыми номерами, помогает установить порядок монтажа кинодокумента, обнаружить наличие «инородных» планов, выявить утраченные планы, отложившиеся в других кинодокументах, идентифицировать снятое на кинопленку событие.
Сотрудниками нашего архива, был накоплен уникальный опыт, который позволил восстановить в первоначальном авторском варианте и ввести в научный оборот значительное количество кинодокументов советского и дореволюционного периодов, ранее неизвестных, усовершенствовать учетные данные и справочный аппарат архива. Были расшифрованы события, люди и объекты, снятые в них, установлены фамилии некоторых операторов, найдены и воссоединены негативы кинодокументов с их позитивами. По итогам работы были написаны научные статьи и отчеты. Сотрудники архива принимали участие в различных конференциях и Архивных чтениях.
Частично или полностью были восстановлены киножурналы «Киноправда», «Кинонеделя», «Госкинокалендарь» и «Совкиножурнал» (несколько сотен номеров), а также перемонтированные ранее фильмы Д.Вертова «История Гражданской войны», «Годовщина революции». Было восстановлено 129 киножурналов «Советское искусство» выпуска 1933-1959 годов режиссеров И.Егорова, И.Посельского, С.Бубрика, Л.Кристи и других. В их реконструкции важную роль сыграли авторские описи первоначальных вариантов киножурналов, с которыми архивисты познакомились на Центральной студии документальных фильмов. Были не только воссоединены рассредоточенные по разным учетным номерам фрагменты киножурналов и их негативы, но и по сохранившимся в наличии одному и двум кадрикам - растянуты титры.
Удалось вернуть к жизни 217 немых и звуковых номеров журнала «Социалистическая деревня» за 1929-1938 годы, которые были посвящены научно-техническим достижениям в сельском хозяйстве.
Самым крупным комплексом архивных кинодокументов, подвергнутым исследованию и реконструкции, стали дореволюционные съемки. За все годы существования архива интерес к тематике кинодокументов менялся. В 60-е 70-е годы в большей степени изучались и использовались киносъёмки периода революции, Гражданской войны и социалистического строительства. Время перестройки диктовало уже другой интерес, а именно тему репрессий и репрессированных. Начиная с 1990 года, началось активное изучение архивной коллекции дореволюционных кинодокументов, в которую входит и так называемая «царская хроника».
На сегодняшний день восстановлено и описано более половины хранящегося в архиве массива дореволюционной кинохроники. В ходе исследования были разъединены разнородные съемки, произвольно объединенные в роликах. Вот лишь несколько примеров:
В одном из кинодокументов были смонтированы съемки без титров. В них были запечатлены события, посвящённые освящению соборов и поднятию колоколов неизвестно когда и где. В старых монтажных описях эти сведения отсутствовали.
После анализа всей справочной литературы и фотографий, близких по тематике, удалось установить принадлежность этих вышеназванных киносъёмок к фильмам: «Торжественное освящение храма Воскресения Христова в Петербурге в Высочайшем присутствии 14 августа 1907 года» имеется в виду храм Спаса-на-Крови, который был построен на месте убийства императора Александра II, и «Поднятие колоколов на колокольню церкви сводного гвардейского батальона в Царском селе в 1912 году» оператора А.К. Ягельского.
Были разъединены фильмы, произвольно объединенные в одном учётном номере: фильм - «Высочайший смотр юнкеров в Москве и отъезд государя императора с августейшей семьей из Москвы 6 августа» 1914 года и фильм - «Принятие присяги солдатами Екатерининского полка в Московском Кремле» в 1910 году фирмы «Бр.Пате», а также фильмы фирмы А.О. Дранкова «Посещение Вел. кн. Марией Павловной Царскосельского аэродрома» в 1911 году и «Большие маневры 1911 года в Высочайшем присутствии в Красном Селе».
Нарушенный монтаж был восстановлен у фильмов, снятых во время юбилейных мероприятий 1912 года, посвящённых Бородинским торжествам, которые сейчас активно используются. Это такие фильмы как: «Юбилейные торжества в высочайшем присутствии» фирмы «Бр. Пате», «Празднование 100-летия Отечественной войны 1812 г.» А.О. Дранкова, и «Торжества в высочайшем присутствии по случаю 100-летия Отечественной войны» [фирмы «Гомон»].
В мае 1913 года по всей России широко праздновалось 300-летие Дома Романовых. На экран вышло более 25 фильмов об этом событии. Но, как и материалы о Бородинских торжествах, ни один из них - а это 13 учетных номеров, не дошел до настоящего времени в первоначальном виде. В этих материалах архивисты обнаружили полную неразбериху.
В одном только документе за № 1951 были смонтированы съемки разных лет и разной принадлежности:
похороны великого князя Константина Константиновича в 1915 году и похороны бывшего премьер-министра С.Ю. Витте в этом же году, празднования 200-летия Полтавской битвы в 1909 году, открытие памятников императору Александру III в С.-Петербурге в 1909 году и в Москве в 1912 году, торжества 100-летия Бородинской битвы, праздник доктора Газа в 1911 году, выход царской семьи из Кремля по случаю объявления войны в 1914 году и т.д.
Постепенно, в ходе детального изучения киносъемок и титров к ним, архивистам удалось установить принадлежность некоторых съемок фильмам, рассказывающим о торжествах 1913 года, которые проходили в Москве и в др. городах России. Выпущены эти фильмы были фирмами «Бр.Пате», А. Ханжонкова и «Гомон» .
В процессе исследования было расшифровано большое количество лиц, принимавших участие в торжествах, кроме того, удалось установить точную хронологию торжеств. Часть материала была очищена от дублей и чужеродных съемок. Но, поскольку фирмы выпускали на экран разные фильмы о 300-летии, задача полного восстановления их авторского монтажа пока не выполнима, ведь в некоторых учетных номерах всё еще остаются не разъединенными произвольно склеенные съёмки. В настоящий момент пока точно можно сказать, что в РГАКФД хранятся фрагменты фильмов «Бр. Пате»:
«Торжества по случаю 300-летия Дома Романовых», «Празднование 300-летия Дома Романовых в высочайшем присутствии», «Высочайшее посещение Нижнего Новгорода», «Торжества 300-летия Дома Романовых в Костроме и Ростове», а также фрагменты фильмов Акц. об-ва А. Ханжонкова и К.:
«Юбилейные торжества, посвященные 300 - летию Дома Романовых в Ярославле, Владимире и Костроме», «Юбилейные торжества во
время высочайшего пребывания в Москве в мае 1913г.».
Буквально по фрагментам, с помощью сравнительного анализа киносъёмок с аналогичными архивными фотодокументами, из разных учётных номеров были найдены и собраны уникальные киносъёмки, произведённые в 1903 году во время Саровских торжеств, с участием императора Николая II и всех членов семьи Романовых. Эти съёмки считались утраченными, но перед архивистами, как известно, нет преград. Кто ищет, тот всегда найдёт. Долгое время они хранились в архиве, но, к сожалению, не были правильно описаны, однако, пришло и их время выйти из тени и случилось это как раз в год обретения мощей преподобного Серафима Саровского в Казанском соборе в 1991 году.
Теперь несколько слов ещё об одной архивной реликвии. В нашем архиве хранится первый российский полнометражный двухсерийном документальном фильм «Балтийский флот», снятый и выпущенный на экраны Акц. О-вом А. Ханжонкова и К в 1913 году. Стараниями главного специалиста отдела НСА Г.Е Малышевой, рассредоточенный по разным учётным архивным номерам этот фильм, о котором никто не знал, был собран в единое целое и в настоящее время представляет огромную ценность, для нашей истории. Передачу об этом фильме из цикла «Запечатленное время» на телеканале Культура в Интернете уже посмотрело несколько тысяч человек.
Большую ценность представляют и хранящиеся в архиве прижизненные съёмки Льва Николаевича Толстого, которые в своё время были приняты в архив из разных источников и практически не были разобраны и грамотно описаны. Киносъёмки великого писателя осуществлялись разными операторами в разное время и в разных местах.
Работа по разбору, атрибутировке и описанию, данных киносъёмок была проведена колоссальная, но благодаря этому все они заняли достойное место в архивной коллекции дореволюционных фильмов. Без съёмок Толстого не обходится ни один из режиссёров, поставивших перед собой задачу создания фильма о великом русском писателе-гуманисте и ни одна телепередача, посвящённая ему.
Говоря о работе архивистов по возвращению неизвестных ранее киносъёмок, нельзя не сказать о кинодокументах Первой мировой войны. Буквально восстали, естественно не без участия наших специалистов, «из небытия» более 300 фильмов и журналов этого периода. Было восстановлено 16 серий киножурнала «Русская военная хроника» Скобелевского комитета и киножурналы других кинофирм, а также практически все фильмы из Ставки Верховного главнокомандующего и с фронтов войны. Установлены фамилии операторов, производивших эти съёмки таких как Дж.Эрколь, А.К.Ягельский, Н.М. Топорков, И.Д. Доред, К. Новицкий, П.В. Ермолов, С. Зебель.
В процессе изучения и анализа ранних кинодокументов удалось установить, что в архиве под названием «Иностранная хроника», хранятся ранние иностранные фильмы, которые поступали в Россию от зарубежных кинофирм. Титры в них не были переведены. В результате проведённых исследований было точно определено, что это фильмы Французского кинематографического синдиката. Из 24-х фильмов (КОФА) снятых французскими операторами в 1915-1917 годах, архив хранит 7 французских первоисточников, 16 русских и 1 румынский вариант. Среди них такие фильмы: "Поражение немцев в Шампани", "Марокко во время войны", "Реванш французов под Верденом", "Пушки, боевые припасы". Нет нужды говорить, какая это большая ценность, и какую большую работу провели архивисты.
Кроме указанных фильмов французского синдиката, нельзя не сказать о зарубежных т.н. «видовых фильмах», наличие которых, также путём источниковедческого анализа, было установлено в архиве. Долгое время среди историков кино существовало мнение, что ранние зарубежные видовые фильмы не сохранились, и в фондах РГАКФД отсутствуют. Однако, в процессе обработки всего фонда дореволюционных кинолент, фрагменты отдельных, очень ранних фильмов, выпущенных на экраны 1907-1913 годах, произвольно смонтированные в разных учётных номерах архивных кинодокументов, всё же были найдены. К сожалению, сохранились они не в полном объёме, но от этого они не стали менее ценными. Среди них такие фильмы как: «Верона», «г.Бискра», «г.Бенарес, священный город индусов» ,«Вена и её достопримечательности», «Спорт в Ботавии» (Бр.Пате, 1908 г.), «Японские дети», «Новый год в Японии», «Вулкан Килауэа» (Бр.Пате, 1910 г.), «Старый Гамбург» (Тиман и Рейнгард,1909 г.),», «Гора Св.Михаила», «Рио-де-Жанейро» («Гомон», 1912 г.), «Жизнь евреев в Палестине» («Мизрах» и «Гомон», 1913 г.) и др. Многие видовые фильмы, снятые до революции, выходили на экраны и в советское время в 20-х 30-х годах в виду отсутствия лент просветительского направления. Титры в них менялись, использовалась советская орфография, поэтому выявить их в фондах архива было не просто. Помогли описания съёмок к некоторым фильмам, которые удалось найти в дореволюционных киножурналах, таких как «Синема-Пате», «Сине-Фоно», «Кинемаколор», «Кине-журнал» и др., а также информация из книги М. Алейникова «Разумный кинематограф», 1912 г.
В последнее время в РГАКФД началась работа по реконструкции раритетов кинохроники, которые невозможно восстановить традиционными архивоведческими приемами. Например, долгое время считалось, что хроника, выпущенная в прокат в России в 1914 году фирмой «Бр. Пате» под названием «Индийские войска всех колоний, сражающиеся теперь в Европе с Тевтонами» представляет собой технический брак. Кадры черно-белой пленки при проекции на экране как бы «мерцали». Оказалось, что эти последовательные темные и светлые кадры - «следы» первоначально снятых через красный и зеленый фильтры цветных кадров.
Совсем недавно удалось установить, что это единственный сохранившийся цветоделеный позитив фрагментов первого в мире цветного полнометражного документального фильма «With Our King and Queen through India» («С нашим Королем и Королевой через Индию»), снятого по двухцветной системе «Kinemacolor» (Кинемаколор) во время коронационных торжеств Георга V в Индии.
На сегодняшний день Российский государственный архив кинофотодокументов является единственным в мире хранителем фрагментов этого грандиозного кинодокумента, составляющего 447 метров.
Благодаря сотрудничеству архива с режиссером и оператором Николаем Анатольевичем Майоровым, осуществившим уникальную работу по оцифровке, восстановлению первоначальных цветоделенных элементов пленки, с последующим объединением их в цветную киносъемку, мы теперь можем видеть цветное изображение, каким оно было в первоначальном варианте.
Благодаря этому же сотрудничеству проведено также и компьютерное восстановление первого советского трехцветного документального фильма «Цветущая юность» (1939), который будет представлен в программе фестиваля.
В особую категорию кинодокументов архива входят ранние киносъёмки, датируемые приблизительно 1900-1906 годами. Это негативы—оригиналы с нестандартной круглой или квадратной перфорацией. В архиве их всего двадцать один. Эти документы пока практически недоступны для исследования, так как их невозможно посмотреть на современной киноаппаратуре. Изучать съемки могут только архивисты, рассматривая каждый кадр через лупу. Но в настоящее время с помощью всё того же Николая Анатольевича Майорова, сделан прорыв и в этом направлении.
Используя технологию оцифровки и компьютерного восстановления, возвращается к жизни одна из таких документальных съемок, а именно «Открытие первого заседания Государственного Совета и Государственной Думы 27 апреля 1906 года». Это будет первый в мире опыт подобной работы. Техническое состояние съемок позволяет высказать предположение, что с этой кинопленки никогда не было спечатано позитивной копии, и она никогда не имела своего кинозрителя. Помимо важности события, запечатленного на кинопленке, эта съемка интересна еще и тем, что является первой (из известных, во всяком случае), документальной съемкой, осуществлённой в помещении, и к тому же, без специальных кинематографических осветительных приборов.
Есть надежда, что с помощью компьютерных технологий нам удастся не только сохранить, но и донести до широкого зрителя те кинодокументы, которые в настоящее время по тем или иным причинам я не могут быть восстановлены, скопированы и доступны исследователям для просмотра.
В заключении хочется сказать следующее. Каждое новое поколение архивистов, выполняет свою задачу по сохранению визуальной истории. Каждое новое поколение архивистов открывает в этой истории что-то новое. Возвращаются к жизни старые киноленты, восстают из прошлого канувшие в лето события, возвращаются в историю имена забытых людей, не только вершивших эту историю, но и просто живших со своей страной и в горе, и в радости. Единственно, жаль, что часто приходится наблюдать некорректное использование исторической хроники. Работники телевидения, продолжая советскую традицию, монтируют из сюжетов «коллажи», превращая историческую хронику в видеоряд. Нередко для усиления зрительского восприятия, съёмки одних событий комментируются совсем другими. Получается так, что в сложившейся ситуации архивисты являются единственными гарантами реального хода истории.
Киев, 23 мая 2013 г.
|