Колоскова Елена Евгеньевна, начальник отдела выставок и публикации документов Российского государственного архива кинофотодокументов
«Киносъемки юбилейных торжеств в память 100-летия Отечественной войны 1812 года в Высочайшем присутствии. Документальный кинематограф как форма сохранения духовных традиций»
Признание кинофотодокументов как ценнейших памятников истории и культуры приобретает сегодня особую значимость и актуальность. Исследование этих специфических документов с источниковедческой и архивоведческой позиций дает порой уникальный материал для характеристики тех областей жизни общества и тех явлений, о которых мы знаем очень мало или не знаем практически ничего. Архивоведение аудиовизуальных документов - это область научного знания, где достижения традиционного архивоведения, источниковедения и других смежных научных дисциплин и направлений на сегодняшний день, к сожалению, эффективно не используется. Одна из причин, по-видимому, заключается в том, что архивоведение обозначенных документов является относительно молодой «субдисциплиной» в исторической науке и архивоведении и не имеет пока глубоких исследовательских коней и устоявшихся прочных традиций по сравнению с другими научно-прикладными направлениями.
Официальное признание в качестве документального свидетельства кинофотодокументы получили только в начале 1940-х гг.
Важное значение в историографии рассматриваемой проблемы имеют 60-е годы 20 столетия, когда наблюдалось значительное оживление российского источниковедения в области освоения различных типов и видов источников. Не остались в стороне и аудиовизуальные документы. Именно в эти и последующие годы оформляются взгляды историков, источниковедов, архивистов и искусствоведов на отдельные направления изучения кинофотодокументов, среди которых заслуживают внимания труды Л.Н. Кривошенина, И.С. Фесуненко, С.О. Шмидта, М.А. Варшавчика, В.С. Листова, О.М. Медушевской, Л.М. Рошаля, А.А. Кузина, И.Д. Ковальченко и других.
Центральное место в изучении кинофотодокументов Архивного фонда Российской Федерации в качестве источниковой базы исторических исследований занимает вопрос об их составе и содержании. При всей кажущейся очевидности этот вопрос по-прежнему является одним из наиболее слабо изученых в архивоведческой и источниковедческой литературе. Тогда как кинофотодокументы представляют собой оригинальную и своеобразную информационную систему, особый тип документальных памятников, определяемых формой отражения действительности, особенностями их использования в качестве исторического источника, а также специфическими условиями хранения документов.
Благодаря информации, заключенной в киносъемках раннего российского неигрового кино, в том числе из собрания РГАКФД, в распоряжение исследователей предоставляется богатейший материал, дающий возможность составить представление о важнейших событиях и фактах российской истории, разнообразных аспектах материальной, общественно-политической и культурной истории России и зарубежных стран.
Богатое фотографическое и хроникально-документальное наследие России безгранично расширяет возможности для изучения истории и культуры России. Уже с конца XIX века, с развитием репортажных кинофотосъемок, фотография и кинематограф становятся уникальными историческими документами. Благодаря фотографии и кинематографу мы заново переживаем события, участниками которых были наши предшественники, можем прикоснуться во времени, остановленному объективом.
В рамках государственной программы празднования 200-летия Отечественной войны 1812 года, федеральной целевой программы «Культура России», при финансовой поддержке Правительства Москвы, Российский государственный архив кинофотодокументов подготовил альбом «Юбилейные торжества в память 100-летия Отечественной войны 1812 года в Высочайшем присутствии. Бородино-Москва-Смоленск» .
В качестве приложения к альбому подготовлено мультимедийное издание, на основе хроникально-документальных съемок из собрания РГАКФД, выполненных кинофирмами «Пате», «Гомон» и акционерным обществом «А. Дранков и К°» в дни торжеств в Высочайшем присутствии в Бородине, Москве и Смоленске 25-31 августа 1912 г.
Чуткий и отзывчивый на любое биение пульса жизни кинематограф откликнулся на состоявшиеся торжества. Еще задолго до начала официального празднования, почти все фирмы начали подготовку кинолент на сюжеты из эпохи Наполеоновских войн вообще и Отечественной войны в частности. Во главе этих фильмов стояла грандиозная, по мнению критиков того времени, картина «1812-й год» (совместное производство фирм «Пате» и А. Ханжонкова).
Документальный кинематограф, в свою очередь, предоставил уникальную возможность своему зрителю стать непосредственным очевидцем Бородинских торжеств 1912 г.
Все, что происходило в эти дни, запечатлел на своей чувствительной пленке волшебный аппарат. То, что было отснято утром в Бородине, Москва уже видела вечером, а за Москвой увидели съемки один за другим и другие российские города. Непрерывно с 25 по 31 августа раздавался характерный треск синематографических аппаратов, с правдивой точностью и с полной объективностью запечатлевая все юбилейные мероприятия.
Всем кинооператорам, производившим съемки торжеств для синематографических фирм были пожалованы бронзовые медали на владимирской ленте в воспоминание о юбилее .
Непростую задачу пришлось решить в процессе монтажа фрагментов кинохроники, так как практически ни один из полных авторских версий фильмов, снятых в 1912 году и, затем, показанных широкой публике в сентябре 1912 года не сохранился.). По сообщениям прессы того времени имеются сведения о четырех премьерах, посвященных торжествам 1912 года. Так, 7 сентября 1912 фирмой «Пате» выпущена на экран первая серия пятисерийного фильма о праздновании 100-летия Бородинской битвы «Августовские торжества в высочайшем присутствии» , 11 сентября в Туле состоялась премьера фильма А.О.Дранкова «[Бородинские торжества 100-летия юбилея Отечественной войны 1812 г. и московские торжества 27, 28, 29 августа в присутствии Е. И. В. Государя императора, всей августейшей семьи и всех министров]» . 23 сентября в Пскове фирма «Гомон» выпустила на экран фильм «Бородинские торжества в присутствии Государя Императора и его Августейшего семейства» . 5 сентября 1912 г. в Смоленске состоялся выпуск кинотеатра «Пате де - Пари» «Посещение Е.И.В. Государем Императором сего [года] 31 августа г. Смоленска» . Для оперативного освещения событий кинокампании выпускали кинорепортажи, демонстрировавшиеся на страницах периодических изданий, таких как «Пате-журнал», «Хроника Гомон», «Пегас». Съемки производили операторы: фотограф Его Величества Ган-Ягельский, Дранков, Новицкий, Козловский, Кюнст. Имена других, к сожалению, пока установить не удалось. По немногочисленным публикациям в периодических изданиях, за 1912 г., освещающих вопросы развития кинематографии в России, таких как «Живое слово», «Живой экран», «Вестник кинематографии», «Кине-журнал», «Синема-Пате», «Сине-Фоно» удалось почерпнуть информацию о работе хроникеров в юбилейные дни.
К сожалению, большая часть кинодокументов первых десятилетий отечественного кинематографа безвозвратно утрачена, что явилось следствием двух революций, гражданской войны и изменением социально-политической формации страны, повлекшей национализацию всей кинопромышленности в 1918-1919 гг. В результате, практически не сохранились ни первоначальный монтаж фильмов, ни полный объем этих произведений, оказались утраченными авторские титры. Большинство кинодокументов сохранились, к сожалению, в виде разрозненных фрагментов или со значительными купюрами, а их оригиналы хранятся в единственном экземпляре и имеют значительные физические повреждения, препятствующие их всестороннему источниковедческому изучению. Именно поэтому, на первом этапе работы с кинодокументами было важным воссоздать последовательное расположение сюжетов событий, запечатленных на кинопленку на основе уже изученного фотографического ряда, а затем произвести общую реконструкцию всех сохранившихся киносъемок в соответствии с программой празднования.
В процессе подготовки издания, комплексное и всестороннее изучение большого массива архивных документов и материалов, мемуаров и публикаций периодической печати, освещавших организацию и проведение торжеств, позволило с максимальной полнотой и достоверностью, практически по часам, воссоздать картину празднования языком документального кинематографа.
К сожалению, несовершенство фото- и кино техники того времени, не позволило осуществить съемки непосредственно в помещениях. Эти обстоятельства являются главным объяснением полного отсутствия фотографий и киносъемок, запечатлевших царскую семью на богослужениях в храмах Бородина, Москвы и Смоленска, во время посещений Исторического музея и Бородинской панорамы Ф.А. Рубо, участия в торжественных приемах в Кремле и Дворянском собрании в Москве, а также в других юбилейных мероприятиях, состоявшихся согласно расписанию торжеств вне «открытого воздуха».
Для удобства просмотра хроники была произведена растяжка съемок с 16 до 24 кадров в секунду, составлены титры на основе «Высочайше утвержденной программы пребывания Их Императорских Величеств на праздновании 100-летия Отечественной войны в Бородине и Москве. 1912» и осуществлено музыкально-звуковое сопровождение в форме военной и духовной аутентичной музыки.
Для озвучения фильма использованы полковые марши: Ахтырского гусарского, лейб-гвардии Егерского, лейб-гвардии Измайловского, Кавалергардского, 16-го пехотного Ладожского, лейб-гвардии Преображенского, лейб-гвардии Семеновского, а также марш «На вступление в Париж» 1814 г. Х. Вальха, неофициальный гимн России 1791-1816 гг. «Гром победы раздавайся» О.А. Козловского, увертюра П.И. Чайковского «1812 год».
Использовалась духовная музыка: «Боже царя храни» (оркестровая и хоровая записи 1906, 1912 и 1915 гг.), «Многие лета» Д.С. Бортнянского, «Упокой Спасе» в исполнении хора Храма Христа Спасителя за 1906-1912 гг., «Вечная память», «Свете Тихий», «С нами Бог», «Придите, поклонимся» из литургии «Иоанн Златоуст».
Звуковой фон составили также живые записи лошадей из художественных фильмов «Хождение по мукам» (реж. Г. Л. Рошаль, 1957 г.) и «Бег» (реж. В.Н. Наумов, А.А. Алов, 1970 г.).
В заключении хотелось бы отметить, что в отечественных архивах аудиовизульных документов представлена разнообразная по тематике кинофотохроникальная история России, что еще раз напоминает историкам о существовании пока практически не востребованной и не реализованной на практике источниковой базы исторических исследований.
Смею надеяться, что настоящее мультимедийное издание представляет интерес не только для научного сообщества и исследователей кино. Это уникальная возможность всем поколениям россиян, особенно молодежи, ощутить причастность к судьбе своего Отечества, приобщиться к его ратным подвигам и духовным традициям.
Ныне, в дни празднования 200-летнего юбилея, в очередной раз хотелось бы напомнить, что сохранение исторической памяти народа – родного языка, традиций, памятников письменности и материальной культуры – является главной задачей не только архивов и музеев. Сохранение этой памяти – одна из основ дальнейшего существования каждого государства. И сегодня, по прошествии 100 лет со дня юбилейных Бородинских торжеств, мы видим, что архивы России, сохранившие эти уникальные фотографии и кинодокументы на протяжении всего сложного ХХ века, внесли свою скромную лепту в решение этой фундаментальной задачи.
В заключение хочу привести строки одной из публикаций журнала «Сине-Фоно» за 1912 г.: «Экран увековечил эти события. И через сто лет, к следующему юбилею, наши потомки извлекут из архива эти ленты, и будут видеть, как их предки праздновали знаменитое столетие. И они поблагодарят тех, кто потрудился на увековечение этого празднования… И большая часть этой благодарности будет относиться также и к операторам».
|