Справочная информация
Прейскурант цен
на изготовление копий:
Контактная информация Об архиве Разное
 
 

Научно-практическая деятельность архива


«О некоторых изменениях в подходе к оценке состояния кинодокументов в процессе долговременного хранения и использования»

(из опыта работы отдела технического контроля РГАКФД)

РГАКФД является одним из немногих архивов, хранящих хроникально-документальное кино - "зримую историю страны". Помимо постоянной востребованности кинохроники как документа, огромной самостоятельной ценностью является возможность воочию увидеть людей минувших лет, уловить дух прошедшей эпохи и, может быть, в чем-то сверить сегодняшние ориентиры. Именно хроника щедро предоставляет нам такую возможность, и тем важнее ее сохранение для будущих поколений.

Обеспечением сохранности в его самом осязаемом аспекте - поддержании кинодокументов в надлежащем техническом состоянии - занимаются основные технические отделы архива. Первым в их цепочке стоит отдел технического контроля. Этот отдел создавался как подразделение архива, контролирующее состояние хранящихся кинофотодокументов и качество кино- и фотокопий, изготовленных в архиве. К настоящему времени, в связи с дефицитом и дороговизной кинопленки, печать кинокопий в архиве стала эпизодической, и из функций ОТК практически ушла эта важная составляющая. Зато значительно расширились функции ОТК как органа, контролирующего состояние кинофотодокументов на различных этапах работы с ними. С ростом технической оснащенности архива появились новые виды работ, а традиционные виды значительно обогатили свое содержание. Так, весьма специфичной оказалась работа с фотонегативами - у них палитра часто встречающихся дефектов оказалась значительно разнообразней, чем у кинодокументов; расширение парка реставрационных машин потребовало знаний о возможностях и особенностях каждой машины; создание электронной базы данных по учету технического состояния кинодокументов потребовало умения анализировать всю накопленную многолетнюю информацию и т. п. Вообще, за последние 10 лет в архиве значительно возрос уровень требований к знаниям и навыкам сотрудника ОТК. Выдаваемые рекомендации стали более конкретными, учитывающими совокупное физико-техническое состояние контролируемого документа.

Долгие годы в практике работы архива неоспоримыми были следующие положения:

  • ремонт поврежденного кинодокумента следует производить так, чтобы сохранился каждый кадр; потеря более чем одного кадра недопустима;
  • поскольку вода является естественным пластификатором желатина (основного компонента фотослоя), профилактическая машинная обработка кинодокумента в водной среде является благом;
  • кинодокумент с выявленной нестабильностью нитроосновы после перекопирования должен быть незамедлительно уничтожен.

Однако, в последние годы эти положения стали представляться не такими незыблемыми. Рассмотрим их в предложенной последовательности.

Несмотря на все усилия, направленные на обеспечение сохранности, со временем пленка неминуемо стареет: задубливается фотослой, улетучиваются пластификаторы. Как следствие, увеличивается продольная и поперечная усадка, снижаются прочность и эластичность, растет хрупкость (соответственно, растет число заплат и склеек).

В нашей практике мы все чаще сталкиваемся со значительными повреждениями кинодокументов, вызванными не столько неисправностью машин и оборудования, сколько проявлениями процессов старения пленки.

Для негативов самыми частыми дефектами сейчас стали протяженные продольные разрывы при машинной обработке, когда первоначальной причиной повреждения становится микротрещина, возникшая непосредственно в процессе обработки на глубокой световой просечке или возле вполне качественно выполненной склейки или заплатки (нельзя бесконечно переклеивать одни и те же склейки - истончается и становится более хрупкой основа!).

Для позитивов подлинным бичом стали сквозные повреждения перфоряда на большом протяжении, вплоть до полного срезания. В нашем архиве исследователям выдаются позитивы не только из фонда пользования, но и из основного фонда. Все склейки и необходимый ремонт в этих позитивах сделаны с использованием киноклея, а не липкой ленты (согласно требованиям РТМ). Однако, при просмотре на звукомонтажном столе даже обычная и вполне качественно выполненная склейка или заплатка (не говоря уже о фигурных заплатах и накладных склейках) может стать причиной серьезного повреждения позитива, что зачастую и случается. Невозможно качественно восстановить перфоряд - мало-мальский протяженный отремонтированный участок через небольшой промежуток времени станет покоробленным, т. е. непригодным для использования.

Таким образом, мы на практике убедились, что нельзя качественно и без потерь отремонтировать повреждения, описанные выше. Обычный ремонт для подобных случаев малоэффективен и чреват в дальнейшем аналогичными и более обширными повреждениями, поскольку увеличивается число потенциально аварийных участков. Поэтому целесообразней не ремонтировать такие участки, а сделать допечатку (к сожалению, здесь мы снова сталкиваемся с проблемой отсутствия кинопленки). Для позитивов, в некоторых случаях, можно и просто пойти на уменьшение метража - при небольших неисправимо поврежденных участках (длиной до 5-15 кадров) или при фактическом отсутствии потери информации: повреждениях на названии, титрах, общих видовых планах.

Работая с архивными кинодокументами, в последние годы мы пришли к выводу, что обычная машинная обработка для старой архивной пленки недостаточно эффективна. Существенно улучшить ее физико-механические свойства не удается даже глубокой водной профилактической обработкой, несколько увеличивающей эластичность пленки за счет фотослоя, поскольку все чаще материал рвется после сушки - при выходе из сушильного шкафа. Прогнозировать возникновение подобных аварийных ситуаций практически невозможно - для такой пленки каждый цикл машинной обработки является, в определенном смысле, "прыжком в неизвестность".

Помимо этого, в последнее время выявился еще один вид повреждений кинодокументов на большом протяжении, связанный именно с глубокой водной машинной обработкой: в процессе машинной обработки в водной среде отдельные участки фотослоя начинают как бы "подрастворяться" с поверхности. Вначале на поверхности появляются мелкие частые изъязвления, а незатронутые участки выступают вверх, создавая эффект загрязненности. Если такая пленка будет повторно промыта от "грязи", фотослой размоется до появления "окошек" практически чистой основы (сохраняется очень слабое, почти неразличимое, изображение). Возникновение массовых мелких эрозий на поверхности фотослоя достаточно часто сочетается с появлением рядом некоторого количества небольших участков с явно выраженной ретикуляцией фотослоя. Поэтому в нашей практике мы условно назвали этот вид повреждения также "ретикуляцией" - возможно, другие архивы сталкивались с подобным явлением, называя его по-другому.

Природа описанного явления осталась нам непонятной, квалифицированную консультацию мы получить не смогли. Можно предположить, что его причина связана с погрешностями в производстве пленки. Такие повреждения мы наблюдали на негативной пленке как отечественного, так и импортного производства (Kodak, Aqfa) со стабильной нитроосновой. В основном это были материалы военных лет, но встречались и более ранние, и более поздние (1920-е, 30-е, 50-е гг.).

Предугадывать появление подобного повреждения, делающего невозможным печать с такого негатива, мы пока не умеем. Единственным достоверным признаком, по нашим наблюдениям, является предварительное появление эффекта "песка" на поверхности фотослоя, иногда в сочетании с мелкими участками ретикуляции. Для кинодокумента, имеющего подобный дефект, любая дальнейшая водная обработка должна быть запрещена.

Исходя из всего вышеизложенного, в нашем архиве в последние годы значительно изменилось отношение к водной профилактической машинной обработке кинодокументов. Раньше такая обработка однозначно приветствовалась. Сейчас мы придерживаемся прямо противоположного мнения: без насущной необходимости кинодокументы (в особенности. оригиналы) глубокой водной обработке не подвергать.

Точно так же, для триацетатных копий было признано целесообразным производить реставрацию поверхностей фотослоя и основы только при наличии явных показаний к этому. Вообще неоднократное проведение реставрации основы делает ее тоньше, увеличивает хрупкость. Процесс реставрации фотослоя подобных негативных факторов не имеет, однако, всегда существует вероятность возникновения аварийной ситуации на машине. Поэтому в нашем архиве к реставрации рекомендуются только такие позитивы, качество зрительного восприятия которых сильно понижено (например, с эффектом "дождя", глубокими протяженными царапинами в центральной части кадра).

И, наконец, к вопросу о возможности хранения кинодокументов с нестабильной основой.

РГАКФД хранит достаточно большой фонд кинодокументов на нитрооснове. Как известно, нитрооснова более пожароопасна, однако ее физико-химические свойства лучше, чем у триацетатной основы. Большинство кинодокументов на нитрооснове до сих пор находится в удовлетворительном техническом состоянии, несмотря на свой почтенный возраст. Наиболее ранние киносъемки, хранящиеся у нас, относятся к концу позапрошлого века, а снижает их техническое качество, пожалуй, только высокая усадка.

Опыт нашего архива показывает, что, при соблюдении соответствующих режимов хранения и правил техники безопасности, хранить кинодокументы на нитрооснове можно достаточно долго. Однако, обязательным условием успешного хранения является периодическая проверка стабильности нитроосновы.

С середины 1980-х годов мы применяли неразрушающий метод контроля стабильности нитроосновы кинофотодокументов, разработанный в НИЦТД (РГАНТД). Он основан на изменении определенной электрической характеристики диэлектрика (в качестве которого выступает кинофотодокумент на нитрооснове) в зависимости от его влагосодержания.

Неоспоримым и, пожалуй, единственным достоинством этого метода является именно его неразрушающий характер, возможность быстро измерять стабильность кинодокумента в любой требуемой точке. Однако, данный метод является косвенным, т. к. заключение о состоянии основы делается по характеристике, снимаемой с фотослоя. Метод дает очень большой процент ошибки, поскольку результаты измерения зависят не только от степени стабильности нитроосновы, но и - в большей степени - от условий окружающей среды, а именно от относительной влажности воздуха. По нашим наблюдениям, при использовании этого метода конкретный кинодокумент начинает считаться нестабильным значительно раньше того момента, когда действительно становится им. В связи с этим, в архиве сложилась определенная практика отнесения кинодокумента к разряду "нестабильных".

Кинодокумент признается нестабильным, если значение снимаемой электрической характеристики, свидетельствующее о переходе в состояние нестабильности, соответствует относительной влажности воздуха, превышающей действительно существующую относительную влажность на 5% (условно), т. е. фактически момент перехода кинодокумента в нестабильное состояние искусственно несколько завышается.

Кинодокументы, показывающие более низкие - "пограничные" - цифры, но по методике считающиеся нестабильными, проверяют на стабильность нитроосновы еще раз через 6 месяцев, в течение которых они числятся "условно нестабильными". В подавляющем большинстве случаев выясняется, что первое определение было ошибочным. Если же данный кинодокумент повторно показывает "пограничные" цифры, в этот раз он с полным основанием переводится в разряд "нестабильных".

Кинодокументы, признанные нестабильными, обязательно копируются, но не уничтожаются. Они хранятся отдельно от остального фонда и выдаются исключительно сотрудникам архива для научной работы. При необходимости (наличие биоповреждений) они проходят машинную обработку, но обязательно безводную, т. к. фотослой приобретает способность растворяться в холодной воде.

Состояние таких нестабильных кинодокументов (внешне вначале совершенно неотличимых от благополучных) впоследствии ежегодно контролируется на развитие признаков дальнейшего разложения нитроосновы - так называемого "физико-химического гидролиза". По литературным данным, начальные признаки этого процесса могут быть довольно разнообразны. По нашим же наблюдениям, как правило, сначала появляется продольная матовая полоса по центральной части изображения. Она возникает обычно в одном-двух планах на единичных кадрах. Со временем участки с матовой полосой удлиняются, сама полоса становится шире, а изображение начинает угасать. В дальнейшем на отдельных участках (чаще на одном-двух) фотослой становится липким. Если вырезать этот участок, процесс разложения нитроосновы можно значительно замедлить - на 3 ? 5 лет (иногда до 10). И только когда липкость по ролику становится более выраженной и перемотка без повреждений затрудняется, кинодокумент выделяется к уничтожению. В целом процесс развития физико-химического гидролиза до появления липкости, по нашим данным, может длиться не один десяток лет. И все эти годы кинодокумент, являющийся нестабильным, не выводится из научного оборота и может служить, в частности, для восстановления первоначального монтажа фильмов раннего периода развития кинематографа.

В нашем архиве сейчас около 2% хранящихся кинодокументов на нитрооснове признано нестабильными (значительная часть из них - с 1983 года, когда на стабильность нитроосновы были проверены все кинодокументы архива). Лишь на 4% из них имеются признаки физико-химического гидролиза в виде матовой полосы, причем только у половины наблюдается динамика развития процесса гидролиза.

Тот факт, что подавляющее большинство кинодокументов, признанных ранее нестабильными, на протяжении уже многих лет не имеют вовсе никаких визуальных признаков физико-химического гидролиза, а также жесткая привязанность используемой методики по определению стабильности нитроосновы к такой неоднозначной и зависящей от внешних условий характеристики, как влагосодержание желатина фотослоя, заставляют вплотную задуматься о необходимости разработки нового, более точного метода определения стабильности нитроосновы.

Этот метод (обязательно неразрушающий) должен быть прямым, т. е. фиксировать процессы, происходящие только в основе. Желательно также, чтобы он был бесконтактным, дающим представление о стабильности кинодокумента на всем протяжении, а не в конкретной случайно выбранной точке.

Вообще, наш архив испытывает настоятельную потребность в добротном научном обеспечении по проблемам, связанным с долговременным хранением кинодокументов. В настоящее время, не имея ни научной базы, ни возможности экспериментировать на собственных документах, РГАКФД вынужден справляться с возникающими трудностями своими силами.

Начальник отдела технического контроля РГАКФД,  И.В. Фалина